8-3842-33-85-00 - магазин жидких обоев

г. Кемерово, Рынок "Привоз" бокс №1

Установка дренажных колодцев: Установка различных видов дренажных колодцев

Установка дренажных колодцев цена в Москве, Копаем дренажные колодцы под ключ

Дренажный колодец – это один из основных элементов системы глубинного дренажа, необходимой для нормализации уровня воды в грунте путем её отвода с участка. За счет установки таких систем можно обезопасить почву от заболачивания и переувлажнения. Количество таких колодцев определяется составом грунта, площадью участка и прочими факторами.

Цена дренажного колодца

Кол-во колец Глубина колодца Цена
ж/б кольца
Стоимость
копки колодца
1 0,9 1700 2.000
2 1,8 3400 4.000
3 2,7 5300 6.000
4 3,6 6800 8.000
5
4,5 8500 10.000
6 5,4 10200 12.000
7 6,3 11900 14.000
8 7,2 13600 16.000
9 8,1 15300 18.000
10 9 17000 20.500

Установка дренажных колодцев

Установка дренажных колодцев

Виды дренажных колодцев

Такие колодцы подразделяют на следующие типы:

  • смотровой;
  • поглотительный;
  • водоприемный.

Колодец дренажный смотровой необходим для очистки труб и не рассчитан на сбор воды. Особенно широкое распространение получили смотровые колодцы поворотного типа, которые устанавливают либо на поворотах труб, либо в местах, где пересекаются дрены.

Установка дренажных колодцев поглотительного типа уместна в тех случаях, когда нет возможности вывести влагу, а потому такой канализационный колодец выводит воду в нижележащий грунт. Такой дренажный колодец для септика устанавливают в песчаном грунте или при недостаточном объеме сточной воды.

Водоприемный колодец необходим в тех случаях, когда нет подходящих условий для возведения фильтрующего колодца, или когда по близости отсутствует место для сброса воды. Откачка из дренажного колодца такого типа осуществляется при помощи насоса. Устройство дренажного колодца довольно простое – он представляет собой трубу с дном, накрытую крышкой и защищенную геотекстилем и обсыпкой.

Используемые материалы

Дренажные колодцы бывают бетонными или пластиковыми. Дренажные колодцы бетонные состоят из колец с разнообразными габаритами. Мы их монтируем в заранее вырытые шахты. Такой вариант долговечен и прочен.

Дренажный колодец пластиковый прост в монтаже, не подвержен коррозии, а эксплуатационный срок превышает отметку в 50 лет. Кроме того, цена дренажного колодца в Москве из пластика находится в разумных пределах. Характерной особенностью пластиковых разновидностей является гофрированная труба.

инструкция как сделать, видео и фото

Здравствуйте. Сегодня я расскажу о том, что такое дренажный колодец и зачем он нужен. Кроме того, вы узнаете о том, как такие сооружения устанавливаются и запускаются в эксплуатацию. Уверен, что тема будет интересна и полезна многим владельцам загородных домов с прилегающим земельным участком.

Смотровой колодец на участке пересечения дренажных труб

Смотровой колодец на участке пересечения дренажных труб

Назначение

Дренажные колодцы применяются в дренажных системах закрытого (подземного) типа для контроля и для очистки водоотводящих каналов от загрязнений. В отдельных случаях, колодец устанавливается для водозабора из открытых наземных каналов дренажа. Такие колодцы называются водосборными или коллекторными.

Необходимость устройства колодцев очевидна, так как при их отсутствии водоотводящие каналы длиной более 10 метров очистить от засоров будет затруднительно. Проблема очистки каналов намного серьезнее, если дренажная система идет не по прямой, а имеет повороты. В этом случае, скопление загрязнений на поворотном участке гарантированно, и очистить засор можно будет только из колодца.

Классификация по типу производственных материалов

Для изготовления дренажных колодцев применяются материалы с высокой степенью гидрофобности, механической прочности и устойчивости к негативному воздействию биологических факторов.

Прочный и надёжный стеклопластиковый водосборный колодец

Прочный и надёжный стеклопластиковый водосборный колодец

Среди таких материалов отмечу следующее:

  • Железобетон – традиционное решение, так как железобетонные кольца при устройстве дренажей применялись в течении большей части прошлого века;
  • Пластик – широкий ассортимент полимерных материалов, включая полиэтилен и поливинилхлорид;
  • Стеклопластик – полимерная основа, армированная стекловолокном, за счет чего детали для сборки колодцев отличаются малым весом и высокой прочностью.

Из ассортимента колодцев, представленных на отечественном рынке, для устройства дренажных систем вокруг загородного дома рекомендую модели, изготовленные из полимерных материалов.

Пластиковые коллекторы на порядок устойчивее к долговременному воздействию влаги в сравнении с бетонными аналогами. Также нужно учесть меньший вес пластика – это очень важно, если дренажная система строится своими руками, без применения подъёмной спецтехники. И наконец, главным преимуществом полимерных колодцев, в сравнении с бетонными аналогами, является доступная цена.

Сооружение из бетонных колец на кирпичном фундаменте

Сооружение из бетонных колец на кирпичном фундаменте

Бетонные колодцы отличает большой вес всей конструкции, поэтому монтаж бетонных колец выполняется на предварительно уплотненном грунте. Перемещение колец выполняется подъемным краном или лебедкой за специальные монтажные проушины.

Классификация в соответствии с конфигурацией и эксплуатационными особенностями

В продаже представлен широкий ассортимент дренажных колодцев. Зачем нужен каждый вид этих сооружений?

В соответствии с эксплуатационными особенностями, различаются следующие типы дренажных колодцев:

  1. Водоприёмный коллекторный колодец.

Такое сооружение устанавливается и применяется в дренажной системе в том случае, если точка сброса воды располагается на большом расстоянии от точки забора воды. Водоприемные сооружения устраиваются в том случае, если на участке высокий уровень расположения грунтовых вод.

Пластиковые стенки таких баков нечувствительны к разрушительному действию сточных вод

Пластиковые стенки таких баков нечувствительны к разрушительному действию сточных вод

Водоприёмные колодцы – это накопительные емкости, в которые стекает собранная с участка вода. По мере наполнения емкости, накопленная вода откачивается ассенизаторской машиной или дренажным насосом и выводится в безопасное место.

Конструкция представляет собой полый цилиндр, собранный из гофрированной пластиковой трубы или из бетонных колец. Для защиты ёмкости от заиливания или засорения применяется геотекстиль или щебневая засыпка.

  1. Поглотительный колодец.

Поглотительный (фильтрующий) дренажный колодец, в отличии от водоприемного аналога, не только аккумулирует воду, но и выводит ее в верхние слои почвы.

На рисунке показано, что такое фильтрующий колодец

На рисунке показано, что такое фильтрующий колодец

Сооружение представляет собой заглубленный в грунт цилиндр без дна. В нижней части сооружения располагается щебне-гравийная засыпка, застеленная в верхней части геотекстилем. Геотекстиль предотвращает заиливание фильтрующей засыпки.

Поверх геотекстиля зас

Установка дренажного колодца Качественный монтаж дренажных колодцев

Благоустраивая приусадебную территорию вновь построенного загородного дома либо при его реконструкции, домовладельцы задумываются об устройстве дренажа и колодцев. Многие хотели бы соорудить колодец собственноручно, не прибегая к помощи сторонних специалистов. Перед тем как заниматься монтажом колодцев дренажа, необходимо разобраться, какие есть виды этих сооружений.

Виды колодцев для дренажной системы


Колодцы поворотной конструкции

Колодцы данного типа служат для периодической очистки труб от загрязнений, которые накапливаются в отверстиях дрен, и контроля состояния дренажной системы. Независимо от конструкции дренажа наличие колодца поворотного типа необходимо.


Его устанавливают на поворотах трубы дренажной системы, начиная со второго. Кроме того, он должен монтироваться в местах, где будут сходиться несколько дренов. По размеру колодец может быть небольшим или иметь диаметр около 1 метра, если в него во время ремонта будет спускаться человек. Такой колодец уже можно отнести к смотровым колодцам.


Колодец смотрового типа

При устройстве любого дренажа должны монтироваться смотровые колодцы. Они необходимы для обслуживания и контроля состояния системы. Размеры колодца должны позволять спуститься в него человеку. Колодец смотрового типа можно отнести к категории поворотных, если к нему сходится несколько дренажных труб, либо он находится на повороте трубопровода.


Колодец поглотительного типа

Часто колодцы этого типа по-другому называют фильтрующими. Их отличительной особенностью является место, где они расположены на участке. Фильтрующий колодец относится к точечным сооружениям. Их располагают в местах, где необходимо осушить территорию. Поглотительный колодец должен иметь глубину не менее двух метров.


Колодец коллекторного типа
Эти колодцы называют водоприемными. Они является конечной точкой дренажа закрытого типа, куда сбрасываются все воды с участка. Их функцией является собирать и накаливать воду. Периодически по мере наполнения вода перекачивается в место, где сбрасывается вода: естественный водоем, овраг, канаву или специальный бассейн, вода которого берется для полива.

Колодцы-коллекторы сооружают из пластиковых дренажных колодцев, которые можно приобрести в готовом виде на строительном рынке. Их главное преимущество: водонепроницаемое дно и герметичность.


Материал изготовления колодцев

Дренажные колодцы и дрены могут быть изготовлены из следующих материалов:

• Бетона. Колодцы сооружаются из бетонных колец определенного диаметра и высоты. Предварительно роется котлован, в который устанавливаются кольца с помощью крана. Они имеют высокую прочность и долгий срок службы. Недостатком является сложный монтаж с привлечением спецтехники.

• Пластик. Пластиковые материалы пользуются большой популярностью при устройстве дренажа. Специальные дрены и колодцы продаются в готовом заводском исполнении. Они имеют следующие достоинства: небольшой вес; все нужные отводы; высокую скорость и простоту монтажа; устойчивость к гниению и коррозии; эксплуатационный срок не меньше 50 лет.


Дренажные колодцы из пластика с трубами соединяются с помощью манжетных уплотнителей из резины. Это дает возможность сохранять герметичность системы несколько десятков лет. При монтаже колодца из пластика используются гофрированные трубы, которые в почве удерживаются с помощью ребер жесткости.

Установка дренажного колодца

Последовательность шагов при монтаже колодца

Монтаж колодцев любых типов осуществляется по одному и тому же алгоритму:

• Сначала следует подготовить гофрированную трубу требуемого размера. Затем нужно сделать в ней отверстия, к которым будут с помощью манжетных уплотнителей присоединяться дрены.

• Роется котлован и на его дне устраивается подушка из песка и щебня.

• Следующий шаг – заливка котлована цементным раствором. Поверх раствора стелется геотекстиль.

• Далее на подготовленное место нужно установить днище и соединить его с гофротрубой. При этом место, где днище соединяется с гофрой, нужно герметизировать с помощью битумной мастики.

• Затем нужно подвести компоненты дренажной системы, герметизируя все стыки и соединения с помощью мастики.

• Далее следует установить насос, который будет откачивать скопившуюся воду (если монтируется колодец-коллектор).

• Пустоты, которые остались вокруг колодца, необходимо засыпать мелким щебнем.

• Затем нужно установить крышку.

• На последнем этапе поверхность вокруг дренажного колодца следует утрамбовать и сделать рамку из цемента. В эту рамку нужно установить крышку люка.

Во избегания засоров в дренаже и выполнения трудоемкого ремонта необходимо регулярно чистить колодцы дренажной системы от загрязнений. Другого ухода для этих дренажных сооружений не требуется, если, конечно, при их монтаже соблюдалась технология.


Таким образом, устройство дренажа не представляет сложности, хотя в статье рассматривается лишь один из этапов его создания. Теперь вы знаете, как смонтировать колодец для дренажной системы своими руками или заказать установку дренажного колодца у нас.
Типы дренажных колодцев, как устроить колодцы, типы колец из бетона

Дренажный колодец из бетонных колец

Дренажный колодец из бетонных колец считается доступным вариантом канализации в частном доме. Конструкцию колодца можно соорудить своими руками. С помощью бетонных колец получается сооружение с достаточно высокой степенью очистки.

Положительные характеристики колец из бетона. Если сравнивать бетонные изделия для колодца с другими конструкциями, то можно увидеть много плюсов.

Внимание! Железобетонные монолитные септики имеют длительный процесс строительства, требуется спецтехника.

Содержание статьи:

Общие сведения

Свойства материалов

Другие материалы имеют такие отличия, как:

1.красный кирпич подразумевает дополнительные работы по гидроизоляции стен с внутренней и наружной стороны сооружения. Изделия не имеют длительного срока годности, потому что не могут противостоять разрушению от агрессивной среды канализации.

2.металлические изделия образуют коррозию, это касается септиков аэробного типа при воздействии кислорода. Сооружения, в которых используют черную сталь, недолговечны, а нержавеющую – дорогие.

3.пластиковые сооружения имеют малый вес, что является их недостатком. Полный стоками септик может всплыть, если вспучится грунт. Конструкцию нужно якорить к основанию из железобетона. Пластиковые емкости тонкостенные, нуждаются в защите из металлического каркаса, чтобы они не лопнули под давлением почвы.

Канализацию с применением колец из бетона построить быстро, если применить специальную технику, то все работы можно завершить в один день. Сооружение отличается прочностью, при движении грунта конструкция не сдвигается. Если кольца изготовлены на заводе, то они отличаются низким уровнем влагопоглощения. При проведении гидроизоляции достигается полная герметичность.

Внимание! В канализационной городской системе сооружения для очистки изготавливают из железобетона, что свидетельствует о том, что конструкции долговечны, прочны.

Различные схемы для канализационной системы

Сооружения для очистки имеют минимум одну камеру, как правило, их две или три. Выбирая количество секций в септике, опираются на:

1.время проживания в доме: постоянно или периодически.

2.сколько человек проживает в доме, объем стоков.

3.количество денег, которые можно потратить на сооружение.

Самым простым сооружением считается емкость с одной камерой, которая имеет герметичные стенки и дно. Скопившиеся сточные воды из нее удаляют с помощью ассенизаторской техники. Объем стоков влияет на частоту необходимости откачивать нечистоты. Как только колодец наполняется, сразу требуется вызов ассенизаторов. Данную схему оптимально применять при сезонном проживании в доме, либо, если семья имеет максимум двух человек.

Септик анаэробного типа имеет две камеры. С помощью бактерий, не требующих кислорода для жизнедеятельности, расщепляются стоки. Не нужно вызывать ассенизаторов для откачки. Зато схема предполагает постройку колодца для доочистки, в котором нет дна, траншею, либо дренажное поле. Очищенные воды стекают в почву. В сельских домах часто используют эту схему, потому что она проста, не требует электричества. Главным недостатком является потребность в периодической очистке и замены подушки для фильтрации, которую изготавливают из песка, щебенки, гравия.

Септик аэробного типа имеет две – три камеры. С токи перетекают из одной секции в другую, где очищаются практически до ста процентов. Первым делом в работу вступают анаэробные бактерии, далее подключаются микроорганизмы аэробного типа. Аэробные организмы требуют кислород, чтобы размножаться, поэтому с помощью компрессора в септик подается кислород. В результате стоки очищаются до 98 процентов. Воды можно удалять в водоем, в почву, либо ими поливать грядки.

Внимание! Бактерии аэробного типа нуждаются в кислороде, без него они не живут. Если компрессор не будет подавать кислород два или три дня, то микроорганизмы погибнут. Данный фактор надо предусмотреть при наличии частых перебоев с электричеством.

Принцип функционирования

1.время проживания в доме: постоянно или периодически.Количество камер в септике не влияет на одинаковый принцип работы устройства. В первой секции тяжелые частицы опускаются на дно. Анаэробные бактерии дополняют процесс очистки. Образующиеся газы выходят через трубу вентиляции. Стоки образуют сверху жировую пленку. Для того, чтобы защитить другую камеру от попадания в нее пленки, надо на переливной трубе установить тройник, который должен располагаться ниже, чем пленка. Если второй камеры нет, то осветленные стоки перетекают в емкости для фильтрации, там заканчивается процесс доочистки. Данный тип септика подходит для дачников, редко проживающих в доме. Септик с одной камерой образует ил на стенках и дне быстрее, чем в других сооружениях, поэтому его надо чистить чаще.

В камере два происходят процессы доочистки. Анаэробные бактерии перерабатывают органические вещества, на дне оседает ил. Далее стоки перетекают для дальнейшей фильтрации, либо перетекают в септик аэробного типа, где доочистка завершается.

Размеры конструкции

В СНИП в сутки человек тратит примерно двести литров воды. Колодец должен вмещать в себя объем стоков за трое суток примерно шестьсот литров с человека. Данное значение надо умножить на число проживающих в доме, получится объем емкости, который требуется. При наличии двухкамерного септика с первой секции должны помещаться стоки 2/3 всего объема, во второй – 1/3.

Рассчитав объем колодца, выбирают подходящие кольца. Маркировка подскажет нужные параметры. На ней обозначены разновидность ЖБИ буквами, цифрами указаны диаметр кольца с высотой, выраженные в дюймах. Кольца имеют стандартную высоту 0.9 метра, но могут быть 0.6 метра при сечении более 1.5 метров, чтобы снизить вес изделия. Стандартный диаметр для колец равен 0.7 – 2 метра.

Рассмотрим на примере расшифровку маркировки на кольце. По размеру можно рассчитать объем изделия. К примеру, КС 10 – 9 в диаметре равен одному метру, в высоту 90 сантиметров, а объем 0.24 кубометра. Если септик предполагает две камеры, то на одного человека потребуется три части. При наличии семьи из трех членов, то понадобится 2 или 3 таких емкости. С помощью увеличения диаметра кольца, увеличивается объем, но не за счет увеличения числа колец.

Внимание! Не рекомендуют устанавливать конструкцию, состоящую из более трех колец, потому что устойчивость сооружения снижается.

Дно может иметь диаметры, равные 150 см, или 200 см, или 250 см. Монтаж становится проще, при этом герметичность возрастает, при замене отдельных деталей на одну монолитную конструкцию, имеющую дно. Существуют перекрытия для разных видов колец, их нет только в КС 7. Они имеют отверстие, смещенное от центра, со стандартным диаметром, равным 0.7 метров.

Разновидности изделий из бетона

Изготавливаются кольца по одной технологии, он при этом имеют разное назначение. К основным видам относят:

1.стеновые кольца применяют, чтобы соорудить камеры в септике. Это сквозного типа изделия, устанавливаемые на растворе.

2.перфорированные кольца имеют отверстия на стенах. Их применяют для обустройства колодцев фильтрации, через отверстия вода быстро уходит в грунт.

3.вспомогательные кольца бывают доборными, опорными. С помощью доборных наращивают высоту колодца в канализационной сети. Опорный тип нужен для того, чтобы устанавливать на готовое сооружение колодца, чтобы установить люк, накрытый крышкой, на нужной высоте.

Разновидности колец

Кольца различаются по типу конструкции. Они бывают:

1.кольца, имеющие дно опускают в яму в первую очередь. На кольцо ставят стеновые изделия. Кольца нужны, чтобы придать герметичность устройству. Они имеют высоту 0.9 метров.

2.замковые кольца имеют специальные выемки сверху и снизу. Они нужны, чтобы прочно стыковать детали. Такие элементы требуются, если септики устанавливают на плывунах.

3.кольца с крышкой становятся завершающими деталями при строительстве колодца. Имеют отверстие для люка в перекрытии. Данная деталь увеличивает прочность сооружения.

Подробности

Монтажные работы

Технология установки колодца, применяя бетонные кольца, не сложная. Тяжело перемещать изделия, потому что они весят много. Но можно соорудить колодец для дачи самостоятельно без техники. Для этого применяют подкоп под кольца – метод, известный с давних времен. Устанавливают лишь кольца стенового типа. При необходимости дно заливают отдельно.

Внимание! Метод подкопа требует работы нескольких человек, это значительно увеличит время сооружения колодца.

Как выбрать место для колодца

Под септик не нужно много места, но оно должно быть далеко от других хозяйственных построек, дома. Согласно СНИП расстояние до объектов должно быть не менее указанных требований:

1.до дома не менее пяти метров.

2.до общих дорог не менее пяти метров, подземных – свыше трех метров.

3.до колодца с чистой водой свыше тридцати метров.

4.до соседнего участка не менее трех метров.

5.до водоема не менее двадцати метров.

Следует также учитывать возможность подъезда спецтехники для откачки стоков. Удаление от детских площадок, бассейна, либо летней веранды рекомендуют делать, как можно больше. Даже самый современный септик, оснащенный вентиляционной системой, источает запахи.

Разновидности дренажных сооружений

Дренажные колодцы имеют разное предназначение. Выделяют несколько разновидностей конструкции:

1.коллекторные сооружения.

2.смотровые сооружения.

3.поворотные сооружения.

4.поглотительные сооружения.

Поглотительные колодцы

В частных домах пользуются спросом колодцы поглотительного типа. Они нужны, чтобы осушать территорию. Данные сооружения носят название фильтрующих, потому что они очищают стоки от мусора.

Внимание! Дренажные колодцы лучше сооружать из бетонных колец, армированные стержнями, имеющие диаметр от 8 до 12 миллиметров.

Накопительные колодцы

Накопительный тип сооружения применяют, чтобы воды от дождей и снега стекали в ливневую канализацию. Такие конструкции должны быть с дном. Для этого делается стяжка из бетона, либо используется готовая бетонная плита. Стоки из колодца требуется периодически выкачивать с помощью насоса. Их можно отстаивать, применять, как техническую воду.

Поворотные колодцы

2.сколько человек проживает в доме, объем стоков.Поворотные сооружения ставят на участках стыковки труб, образующих угол. Данные конструкции нужны для осмотра системы. К ним удобно подводить трубопроводы угловой конструкции, крестового типа. Данные сооружения устанавливают в местах трубопровода, где уклон труб идет вниз. Данные конструкции дают возможность держать контроль над уровнем стекающей жидкости, проводить проверку этих участков.

Для строительства колодца потребуется пару колец из бетона, которые зарывают в землю. В них надо сделать отверстия, чтобы сквозь них пропустить трубы. Соединения углового типа производят внутри колодца. Сверху устанавливают люк.

Особенности монтажа. Во время монтажных работ следует придерживаться особых правил. Они включают последовательность действий:

1.выкопать яму необходимой глубины, у которой диаметр будет превышать размеры кольца.

2.на дне заливают основание из цемента, либо кладут плиту из бетона.

3.ставят кольца, оснащая гидроизоляцией стыки.

4.наверху конструкции ставят перекрытие.

5.устанавливается сливная труба.

Стоки не должны попасть в почву из камеры септика. Чтобы придать стыкам герметичность, применяют цементный раствор с добавками, которые увеличивают уровень прочности. Для колодца дренажного типа это не имеет значение, потому что его предназначением считается отведение стоков в грунт. Стоки при этом уже осветленные. Снижу кольцо может иметь отверстия. Кольца без замка необходимо тоже укладывать с помощью раствора, чтобы сооружение не сдвигалось под тяжестью грунта.

Колодец для фильтрации обустраивают, придерживаясь таких этапов, как:

1.на дно выкладывают подушку фильтрации слоем 0.5 метров из песка.

2.затем насыпают гравий слоем 0.2 метра.

3.сверху ставят кольца с перекрытием.

4.при наличии снизу кольца с перфорацией, то расстояние от него до земли заполняют щебенкой.

5.колодцы следует соединить с помощью переливного патрубка.

Сверху перекрытий ставят горловины, имеющие крышку. Наличие люка требуется, чтобы осматривать септики. Сооружение усыпают грунтом, так, чтобы на поверхности осталось видно лишь горловину с крышкой, которая возвышается над почвой до пятнадцати сантиметров.

90000 4. Components of road drainage system 90001 90002 4.1. General 90003 90004 The primary purpose of a road drainage system is to remove the water from the road and its surroundings. The road drainage system consists of two parts: dewatering and drainage. «Dewatering» means the removal of rainwater from the surface of the road. «Drainage» on the other hand covers all the different infrastructural elements to keep the road structure dry. In Sweden «dewatering» is further divided into two parts: runoff ( «avrinning») and dewatering ( «avvattning»).»Runoff» covers the water flowing from the surface of the pavement via road shoulders and inner slopes to the ditches. «Dewatering» covers the collection and transport of water from the surface and structure of the road so that there will be no ponds on the road or in the ditches. 90005 90006 90004 «Dewatering» consists of following elements: 90005 90004 — Cross fall 90005 90004 — Road shoulders 90005 90004 — Impermeable road surface materials 90005 90004 A typical «drainage» system consists of following elements: 90005 90004 — Outlet ditches 90005 90004 — Side ditches 90005 90004 — Culverts 90005 90004 — Inner / outer slopes 90005 90004 — Road structures 90005 90004 — Underdrains 90005 90004 The general score of road drainage system is dependent on its «weakest link».This means that if any of its elements is out of order, the whole system will not operate as planned and the road will be damaged. On the other hand a well built and maintained road drainage system is a very sustainable investment policy. The main advantages of a good drainage system are: effective removal of rainwater out of the road surface and its surroundings, road structures that stay dry, good bearing capacity, and a road that is nice and safe to drive. 90005 90004 90032 References: 90033 90005 90004 90032 Bakgrundsdokument till handledning för identifiering av behov av avvattninsåtgärsder 90033 90005 90004 90032 Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus 90033 90005 90002 4.2 Pavement and wearing course 90003 90004 The pavement or wearing course is the top layer of a road. One function for the pavement is to provide a waterproof covering for the lower pavement structure. This can be achieved if the pavement is impermeable and has no cracks. The topmost wearing course must also have an adequate cross fall to lead water (from rain, melting snow or ice) immediately away from the road surface. 90005 90047 90004 The recommended cross fall will depend on the road type and on the material of the topmost layer.On a straight road cross fall will range between 3 and 5%. On asphalt the recommended cross fall is 3%, and for gravel roads it is 5%. On a straight road cross fall is normally applied as a crown section. 90005 90050 90004 On curves, cross fall is applied in the form of superelevation, also called «one-sided cross fall». Also, on narrow roads, it is difficult to create and maintain a crown section due to the available width. So for low volume gravel roads it is usually more effective to implement full cross fall (in-sloped or out-sloped road) rather than a crown.The minimum requirements for cross fall on curves have to be determined on a case by case basis. The cross fall will depend for example on the speed limit and the geometry (curve radius) of the road. The cross fall of curves is important also for driving dynamics. 90005 90053 90004 A very important issue with cross fall is that it should not have major changes in short distances as this can cause warping problems for high and heavy trucks as well as traffic safety hazards. The importance of proper cross fall is discussed in greater detail in the ROADEX reports on human body vibrations by Johan Granlund 90005 90056 90057 90004 Crossfalls have been quite difficult and expensive to measure in detail from a moving car in the past but recently profilometers, 3D accelerometers and laser scanner techniques have provided new tools to measure cross fall more effectively.Test results with these techniques have also given also very interesting information on the importance of drainage to crossfall and vice versa. 90005 90060 90061 90062 90004 90032 References: 90033 90005 90004 90032 Bakgrundsdokument till handledning för identifiering av behov av avvattninsåtgärsder 90033 90005 90004 90032 Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus (in Finnish) 90033 90005 90002 4.3 Side ditches 90003 90004 Side ditches collect road water and lead it onward to outlet ditches and are especially important when road is in cut.If the road is on a high embankment, side ditches are not always necessary and their need has to be evaluated case by case. 90005 90004 The longitudinal gradient of side ditch should be at least 4 ‰ (4 mm / m) according to old Finnish guidelines, and in Sweden the longitudinal gradient should be at least 5 ‰ (5mm / m). 90005 90081 90082 90004 In Sweden side ditches are classified into two categories: 1) road cut ditches ( «skärningsdike») and 2) rainwater ditches ( «dagsvattendike»).According to Swedish guidelines the depth of the side ditch ( «skärnings dike») should be at least 30 cm below the bottom of the pavement structure. The same minimum depth in Finland is 25cm. Norway has the highest requirements of 35 cm on a newly constructed road. Deeper side ditches than these values ​​do not significantly improve drainage. ROADEX tests in Sweden have confirmed these recommendations are valid. 90005 90085 90004 A rainwater ditch means that the ditch only collects rainwater from the road and its surroundings, i.e. the surface soil is dry and the groundwater table is deep. In Sweden the design depth of this type of ditch is 0.5m measured from the road surface. This ditch type can be used where the sub grade is water permeable and the groundwater table is deeper than 1.0m below the lower surface of the road. According to old Finnish road design guidelines the depth of this ditch type (rainwater ditch) should be 15 cm below the pavement structure bottom. Additionally the sub grade should be non-frost-susceptible.90005 90088 90004 The condition of ditches has traditionally been evaluated visually, but the method is accepted to be subjective and sensitive to the time when the evaluation was made. Additionally the shape of ditches usually change very slowly with the result that only the worst spots are detected visually, and the ditch bottom is usually unseen. The ROADEX project has tested a number of techniques to resolve these difficulties and the best results were achieved using a combination of laser scanners and GPR techniques.90005 90004 90032 References: 90033 90005 90004 90032 Bakgrundsdokument till handledning för identifiering av behov av avvattninsåtgärsder (Sweden) 90033 90005 90004 90032 Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus (Finland) 90033 90005 90004 90032 Geller & Sherad: Low volume roads engineering — Drainage of low volume roads 90033 90005 90002 4.4 Outlet ditches 90003 90004 Outlet ditches are drainage structures that lead the water from the side ditches away from the road area.The water from outlet ditches normally discharges to existing waterway systems, such as river channels and lakes. The outlet ditch is a critical part of road drainage system but often ignored. If the outlet is clogged, it can create significant problems to the road over a large area. Outlet ditches are normally located outside the road area with the result that the road administrator may not always own the land that they pass through. This can create difficulties in gaining permissions from the landowner when the outlet ditch is clogged and requires re-opening.90005 90111 90112 90004 It is recommended that the longitudinal gradient of an outlet ditch should be at least 4 ‰. In practice this may require to be reduced to a lower gradient to suit the local circumstances. 90005 90115 90116 90004 Outlet ditches should be excavated in such as fashion to discharge into a natural watercourse at the same level as the bottom of the natural channel. If there is no natural channel, the outlet ditch should be excavated for a suitable distance to minimize any accumulations of silt, mud or other harmful materials.90005 90119 90120 90004 The location and evaluation of outlet ditches has always been a challenge in an drainage inventory. This is especially the case in drainage surveys from a moving vehicle and ROADEX has tested different techniques to resolve assess the most suitable method. One option is to use a video camera installed at a 90o angle to the survey van to record the condition of the ditches. Recently 360o video or laser scanner data can be used effectively for the same analysis.In addition GPS data with z-coordinate information can help to identify likely places for outlet ditches as they are most often on the lowest point of a valley. 90005 90123 90124 90004 90032 References: Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus (Finland) 90033 90005 90002 4.5 Main road culverts 90003 90131 90004 A culvert is a pipe or box structure generally used as cross drains for ditch relief and to pass water under a road at natural drainage and stream crossings.In Finland a culvert is defined to be a culvert if its clear opening is less than 2m, if it is more than 2m it is defined as a bridge. If the construction is a large pipe with a clear opening of 2-4 m, the culvert is defined as a pipe bridge. The shape of a culvert is usually a round pipe, but culverts can also be pipe arch, structural arch or box. The shape depends on the site, the required area and the allowable height of soil cover. 90005 90004 Culverts can usually be obtained as plastic, steel or concrete.Some old culverts can also be made of wood or masonry. Plastic culverts are often easier to maintain than culverts made of other materials as ice does not bond so easily to their plastic surfaces. 90005 90004 Culverts pipes are expensive, and the relatively small culvert pipes used for cross-drains can be susceptible to clogging and require cleaning. That is why, when planning the installation of a culvert, the most important thing to keep in mind is to make sure that the culvert is adequately sized and has overflow protection.Culverts should also be installed in accordance with the manufacturer’s instructions and suitably protected from erosion, scour and road maintenance equipment. 90005 90138 90004 Main road culverts should be installed in the lowest point of the terrain. The rule of thumb when installing a culvert is that natural channel modifications should be minimized and that any constriction of the channel flow width must be avoided. This can be done by maintaining the natural grade and alignment of the channel through the culvert.90005 90141 90004 The height and position of a culvert will be dependent on a number of matters: 90005 90004 — An adequate longitudinal gradient (at least 1% to prevent the accumulation of silt or mud) 90005 90004 — The depth of the side ditch 90005 90004 — The level of the drainage system in the surrounding terrain 90005 90004 — It should be also kept in mind that many times, in weak soil areas, the road will settle around the culvert which will cause ditch bottom level to rise.90005 90004 Culverts should normally be installed orthogonally to the road alignment. They can also be installed at an angle to the road alignment if required by local circumstances. 90005 90004 Materials for the foundation and backfill, as well as material for transition wedges, should be non-frost susceptible and should not contain rocks larger than 75mm. The foundation material should not contain rocks larger than 40 mm. A moist, well graded granular or sandy gravel soil with up to 10% of fines is an ideal backfill material.90005 90004 In Finland the recommended minimum size for a main road culvert in low volume roads is 400mm (if the length of the culvert is not more than 10m). The «size» of the culvert is defined as the inner diameter of the pipe. There are some exceptions to this rule. For example, installing a new smaller pipe inside an old pipe, when it is known that the old culvert has been too large. Ideally, the width of a culvert should be as wide as the natural channel to avoid channel constriction. 90005 90158 90159 90160 90161 90162 90163 DRAINAGE STRUCTURE SIZING 90164 90165 90166 90161 90168 90169 Steep slopes Bare, light vegetation 90165 90171 Gentle slopes Heavy vegetation 90165 90166 90161 90175 Drainage area (Hectares) 90165 90177 Round pipe Ø (m) 90165 90177 Area (m2) 90165 90177 Round pipe Ø (m) 90165 90177 Area (m2) 90165 90166 90161 90175 0..4 90165 90177 0.76 90165 90177 0.46 90165 90177 0.46 90165 90177 0.17 90165 90166 90161 90175 4..8 90165 90177 1.07 90165 90177 0.89 90165 90177 0.61 90165 90177 0.29 90165 90166 90161 90175 8..15 90165 90177 90004 1.22 90005 90165 90177 1.17 90165 90177 0.76 90165 90177 0.46 90165 90166 90161 90175 15..30 90165 90177 90004 1.83 90005 90165 90177 2.61 90165 90177 1.07 90165 90177 0.89 90165 90166 90161 90175 30..50 90165 90177 90004 2.13 90005 90165 90177 3.58 90165 90177 1.22 90165 90177 1.17 90165 90166 90161 90175 50..80 90165 90177 2.44 90165 90177 4.67 90165 90177 1.52 90165 90177 1.82 90165 90166 90161 90175 80..120 90165 90267 90177 90165 90177 1.83 90165 90177 2.61 90165 90166 90161 90175 120..180 90165 90177 90165 90177 90165 90177 2.13 90165 90177 3.58 90165 90166 90287 90288 90004 When designing the size of culvert a number of matters should be taken into account, i.e. size of drainage area, surrounding terrain type, rainfall intensity, etc. The table below gives some examples of different sizes of culverts. The table is modified after Geller & Sherad: «Low volume roads engineering — Culvert use, installation and sizing». Rainfall intensity has been assumed to be 75 — 100 mm / h. The situation of bare land with light vegetation and steep slopes has a higher runoff coefficient than forest land with heavy vegetation terrain and gentle slopes. For an intermediate terrain the pipe size can be interpolated.If the suggested pipe size is not available, the next larger pipe size should be used. 90005 90004 The outlet of a culvert pipe should ideally be located in a stable, non-erosive area. Well-vegetated or rocky areas are good places to locate a culvert. Water flowing from a culvert can cause erosion problems where it discharges directly on to erosive soil. Channel protection, riprap or other structural solutions are not as good as a correctly sized and well placed pipe. 90005 90293 90294 90004 90032 References: 90033 90005 90004 90032 Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus (Finland) 90033 90005 90004 90032 Berntsen and Saarenketo Drainage on low traffic volume roads 90033 90005 90004 90032 Geller & Sherad: Low volume roads engineering — Culvert use, installation and sizing 90033 90005 90002 4.6 Access road culverts 90003 90004 Access road culverts permit the water in side ditches of main roads to pass through side roads joining the main road. Such roads can be main road intersections or simple private access roads. The function of the access road culverts is to provide a continuation of the main road ditch through the side road as if the road did not exist. 90005 90004 According to old Finnish guidelines the minimum size of exit road culvert should be 400mm when the length of culvert is more than 8m.If the length is less than 8m, the minimum size can be 300mm. The length of the culvert will depend on the width of the access road and is often large where there are shops, petrol stations and other businesses. Access road culverts have historically had a smaller diameter than main road culverts and the water also has a lower flow velocity. These smaller diameter culverts can clog and cause water to infiltrate into the layers of the main road and weaken them, or cause severe erosion problems. 90005 90004 The responsibility of the maintenance of access road culvert varies across the ROADEX partner countries.90005 90004 In Finland the owner is often a private person and the maintenance responsibility of the culvert belongs to the owner of the access road. This can cause problems as often these private persons neglect their responsibility for keeping the culvert clean. Quite often the culverts are also too small or built incorrectly. This creates problems to the road drainage and leads to damages in the main road. In Sweden the owner of access road culvert is the road administrator (Trafikverket) and the responsibility for maintenance belongs to them.In Scotland too, the responsibility for the maintenance of access road culverts falls on the road authority (i.e. the local Council for low volume roads, and Transport Scotland for the national roads). In Norway the ruling is similar to Sweden. In Norway, the Norwegian Public Road Administration owns 3 metres from the edge of the road. Most of the access road culverts lie in this area and so the NPRA is responsible for them. 90005 90004 In Iceland private landowners have to pay all costs concerning their access road culverts.Culverts have to be constructed according to ICERA guidelines. The maintenance of access road culvert is the responsibility of ICERA. ICERA owns 20 metros of land on both sides of the road from the centre line. In Greenland the private landowner builds the access road culvert, but the municipality then takes responsibility for its maintenance. 90005 90002 4.7 Road drainage structures & layers 90003 90004 Horizontal road drainage structures include structures such as filter courses, special geotextiles, and special asphalt mixtures (like porous asphalt) that lead the water away from the road, or cut the capillary rise connection from the sub grade to the upper part of the pavement structure.90005 90004 The main purpose of the filter course in road drainage is to cut the capillary rise to the road structural courses above of it. Filter course material should be well graded with a maximum grain size of 31.5mm and should be non-frost-susceptible The thickness of filter courses varies across the Nordic countries from 0.4m to 0.6m thick. The filter course is the lowermost structural layer and is normally spread across the bottom of the excavation. A filter course should always be used in the road structure when the sub grade is frost-susceptible (like clay, silt and silty moraine).The filter course is normally separated from the sub grade soil by a geotextile. 90005 90329 90004 Geotextile composites can also be used as drainage layers. An «Underdrain carpet» is like a sandwich structure that conveys water with the help of its cellular core structure. A plastic rigid core is sandwiched between geotextiles. The carpet is laid out on even ground and covered with a layer of aggregates that is thick enough thick to protect the carpet from the action of heavy vehicle loads.90005 90332 90004 Porous asphalt is used in countries suffering from large amounts of rainfall. This special asphalt mix ensures a fast drainage of water away from the pavement surface. This reduces the risk of hydroplaning and bad visibility conditions due to «splash and spray», and improves overall road safety. Water does not easily collect on a porous asphalt surface during the heavy rains as the majority of the stones in the mixture are of a similar size (i.e a very steep grading curve).The thickness of a porous asphalt layer is typically 20-100mm and it is placed on top of an impermeable asphaltic base. Although the material is good in wet conditions, it has a few disadvantages. It has a lack of durability and it has to be ensured that there is enough bitumen to coat the stones. If there is too much bitumen, the mixture will rut easily and the pores will block with bitumen. If there is too little bitumen, raveling will occur. Porous asphalt can become clogged and lose its efficiency with the ingress of particulates and dust from the environment, blown soil, engine wear and cargoes.Snow, ice and de-icing salts in winter can also clog the pores and prevent the flow of water. 90005 90335 90336 90004 Finally, special materials such as foamed recycled glass have been used as drainage and frost insulation layers. Wood bark has also been used In forest roads. 90005 90339 90004 90032 References: 90033 90005 90004 90032 Dawson Water in road structures, InfraRYL2010 (Finland) 90033 90005 90004 90032 Ehrola: Liikenneväylien rakennesuunnittelun perusteet (Finland) 90033 90005 90002 4.8 Vertical drainage structures, underdrains 90003 90354 90004 Vertical subsurface drainage structures are commonly used along roads in wet areas, for example in a wet cut bank with seepage. The purpose of these vertical drainage structures is to remove the groundwater and keep the sub grade dry under the road. Vertical subsurface drains can be divided in two main groups; 1) interceptor drains and 2) water table lowering drains. 90005 90004 It can sometimes be more cost effective to use vertical drainage structures than adding a thick structural section to the road, or making frequent road repairs.This is the case especially with high volume roads. 90005 90004 A typical under drain comprises an interceptor trench (depth of 1-2 metres) and a backfill. The drains are usually filled with a highly permeable material, wrapped in a geotextile, with a perforated tube or permeable material near the bottom. Geo-composite based drainage systems, otherwise known as a «fin drain», are typically only a few centimeters thick. These types of drainage systems are usually placed at the edge of the pavement structure, parallel to the road centerline.90005 90361 Trench drains ( «French» drains) 90362 90004 A trench drain consists of a drain wrapped in a geotextile. It is made of round or crushed aggregate. In earlier years the drain was installed without a pipe in its base but currently some form of carrier drain pipe is usually included. The geotextile wrapping fabric is provided to prevent migration of fine soil particles into the drain and clogging it. The geotextile should be water permeable allowing water to flow freely from the surrounding ground into the drain.90005 90365 90004 A step by step-example of how to make the Trench drain: 90005 90004 1. Excavate a narrow trench 90005 90004 2. Clean out the excavated trench 90005 90004 3. Line the surfaces of the excavation with a geotextile 90005 90004 4. Place a layer of aggregates in the bottom of the lined trench 90005 90004 5. Install a carrier pipe if needed 90005 90004 6. Fill the drain with aggregates 90005 90004 7. Close the drain and wrap over the geotextile (minimum overlap is 30cm) 90005 90004 8.Cover the closed drain surface with at least 3-5cm of top soil or other low permeability material. If surface runoff is to be collected also the covering material should be permeable. 90005 90384 90004 Fin drains are longitudinal drains, manufactured from composite materials. A fin drain usually comprises two geotextiles outer faces, to provide a filter function with the surrounding soil, and a rigid plastic core that is sandwiched between geotextiles. A fin drain can also feed into an integral collector at the bottom of the drain.Water flows through the geotextile facings into the core that then transports the water to an outlet ditch. 90005 90387 90388 90004 90032 References: 90033 90005 90004 90032 Dawson: Water in road structures 90033 90005 90004 90032 Geller & Sherad: Low volume roads engineering — Drainage of low volume roads 90033 90005 90002 4.9 Inner and outer slope drainage structures 90003 90004 The goal in designing the inner and outer slopes on a road is to use as gentle slopes as possible.Gentle slopes are friendlier for the environment, are better for traffic safety and have a higher resistance against erosion. The inclination of a typical slope will depend on the road category (rural road, main road, motorway etc.) and the local topography. The recommended inclination for an inner slope on a main road according to old Finnish guidelines is a minimum of 1: 2 and for outer slopes a minimum of 1: 4 90005 90405 90406 90004 Poor slope stability can cause problems to the drainage of a road and result in road damages.Material flowing to the bottom of a ditch can block the water flow in the ditch and lead to water infiltrating into the road structures. This can then lead to differential frost heave and shoulder deformation. ROADEX research has shown that unstable slopes are one of the main reasons for road failures in test roads in Finland. 90005 90409 90004 A special problem that has found to cause problems is that water susceptible material from the ditch bottom has been placed back to inner slope during the ditch cleaning.This material is then flowing quickly back to the ditch bottom and leading to further problems with the road. 90005 90412 90004 90032 References: 90033 90005 90004 90032 Dawson: Water in road structures 90033 90005 90004 90032 Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus 90033 90005 90002 4.10 Special drainage structures 90003 90004 Once water has been collected from a road and its surroundings it has to be led out of the road area to an acceptable discharge point.Usually this is a natural water system such as a river, lake or channel. If this is not possible, one solution can be the use of a «soakaway». The purpose of a soakaway is to dispose of water back into the natural circulation from where it came, i.e. water seepage back to nature via porous walls. Soakaways can only be used in porous subgrades and not, for example, in clay areas. Soakaways have to be individually designed for size and capacity. The finished soakaway space must be kept open and free from clogging to remain effective.90005 90429 90004 90032 References: Dawson Water in road structures 90033 90005 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *