8-3842-33-85-00 - магазин жидких обоев

г. Кемерово, Рынок "Привоз" бокс №1

Амальгама в зеркалах: что это такое в стоматологии, психологии и зеркалах – Амальгама — Википедия

что это такое в стоматологии, психологии и зеркалах

Красивое слово «амальгама» у многих на слуху, но точно сказать, что оно обозначает, может не каждый. Тем более что значений у этого понятия довольно много.

Ассоциации и синонимы

В переводе с латинского amalgama  – просто «сплав», однако в русском языке это слово более конкретизировано и обозначает сплав одного или более металлов с ртутью. При комнатной температуре ртуть является жидкостью и способна вступать в реакцию с серебром, оловом и т.д., образуя в результате твёрдые материалы. Древние алхимики полагали, что ртуть наделена особой мистической силой.

Синонимы слова «амальгама» в переносном значении этого слова – «смесь» – соединение, конгломерат, сбор, состав. Отсюда и множественные ассоциации со старинными книгами, и популярность термина «амальгама» в названиях некоторых современных компаний, в частности, специализирующихся на переводе иностранных текстов и фильмов.

Пожалуй, самое известное значение слова «амальгама» связано с широко применявшейся в своё время технологией изготовления зеркал.

Старинные зеркала

Впервые технология изготовления зеркала с применением амальгамы – сплава ртути и олова – была применена в 16 веке. Однако со временем от неё отказались, т.к. отражение такие зеркала давали бледное, к тому же, при их изготовлении рабочие иногда получали сильное отравление ртутными парами. В 19 веке вместо ртути стекло стали покрывать тонким слоем серебра.

Отражение в серебряных зеркалах получалось ярким и чётким. В современных технологиях при изготовлении зеркал используют алюминий, иногда – серебро, олово, медь, а также химические активаторы. Сверху отражающий слой, нанесённый на стекло, покрывают защитными лаками или красками.

Стоматологические пломбы

Вплоть до последнего времени амальгама серебра широко применялась в стоматологии как один из самых прочных пломбировочных материалов. Сейчас её с успехом заменяют композитными пластмассами и цельной керамикой, однако для реставрации больших участков зубов серебряные амальгамные пломбы с добавлением меди используют и в настоящее время.

Количество ртути, поступающее из пломб в организм пациента, не превышает допустимых значений. А вот медицинскому персоналу при постоянной работе с амальгамами необходимо тщательно соблюдать правила безопасности.

Кроме того, чтобы пары ртути не впитывались в стены, изнутри помещение стоматологического кабинета должно быть окрашено нитроэмалью или масляной краской, а также в нём не должна присутствовать деревянная мебель.

При удалении амальгамных пломб нагрузка на организм пациента увеличивается, поэтому рабочее поле должно быть максимально изолировано от полости рта накладыванием герметичных материалов. Очень важно исключить сброс соединений ртути в канализацию.

Попадая в окружающую среду, в частности – в водное русло, органические соединения ртути могут преобразовываться в неорганические формы и поглощаться живыми организмами. Такие морепродукты при употреблении их в пищу способны вызывать сильные отравления.

Другие области применения

Соединения с ртутью применяются также в металлургии, при золочении и серебрении ювелирных изделий, используются в различных приборах, принимают участие в холодной сварке в микроэлектронике.

А само понятие «амальгама», как уже было отмечено выше, трактуется в гораздо более широком смысле – используется в высшей математике, литературе, при нейминге для обозначения различных форм соединений и т.д.

Прокомментируйте, пожалуйста, вопрос:

Как Вы считаете, в производстве чего ртуть просто незаменима? → Ответить

Амальгама — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Серебряная амальгама, содержащая 13 % ртути

Амальга́ма (ср.-век.лат. amalgama — «сплав») — жидкие или твёрдые сплавы ртути с другими металлами. Также амальгама может быть раствором ведущих себя аналогично металлам ионных комплексов (например, амальгама аммония).

Амальгамы получают взаимодействием металла с ртутью (при смачивании ртутью поверхности металла) при обычных температурах или подогреве, электролитическим выделением металла или катионного комплекса на ртутном катоде или другими способами. Многие металлы образуют со ртутью устойчивые соединения (меркуриды).

В зависимости от природы металла, состава и температуры, амальгамы могут быть гомогенными (жидкие и твёрдые растворы), твёрдыми интерметаллидами либо гетерогенными, в частности, галлий и ртуть образуют две несмешивающиеся фазы — раствор галлия в ртути и раствор ртути в галлии. Большая часть металлов с ртутью образует твёрдые интерметаллиды (меркуриды), исключения: цинк, алюминий, галлий, свинец, висмут, сурьма.

Второй компонент амальгамы в сплаве находится в мелкодисперсном состоянии без оксидной плёнки и поэтому проявляет высокую химическую активность

При нагревании амальгам происходит отгонка ртути. Железо не образует амальгамы, поэтому ртуть можно перевозить в стальных сосудах.

Амальгаму используют при золочении металлических изделий, в производстве зеркал, а также в люминесцентных лампах, в том числе компактных люминесцентных лампах и индукционных лампах. Амальгамы щелочных металлов и цинка в химии применяют как восстановители. Амальгаму используют при электролитическом получении редких металлов, извлечении некоторых металлов из руд (см. Амальгамация). Амальгаму применяют при холодной сварке в микроэлектронике. Во многих странах амальгама серебра всё ещё применяется в стоматологии в качестве материала зубных пломб.

В Юникоде есть алхимический символ амальгамы.

Кодировка по Unicode и HTML
ГрафемаUnicodeHTML
КодНазваниеШестнадцатеричноеДесятичноеМнемоника
🝛U+1F75BALCHEMICAL SYMBOL FOR AMALGAM🝛🝛
  • Химическая энциклопедия / Редкол.: Кнунянц И.Л. и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — Т. 1 (Абл-Дар). — 623 с.

Химические и физические свойства зеркал


Наверное, нет такого человека на земле, который не видел зеркала. Это интереснейший предмет, с отражающими способностями, который необходим человеку для того, чтобы видеть свое отражение и контролировать свой внешний вид. Хотя сегодня зеркала используются не только для этих целей, но и для декоративных элементов интерьера, в качестве изделий, предназначенных украшать помещения и отражать свет, физические и химические свойства зеркал не перестают удивлять человека.

Рассмотрим же их поподробнее, но для начала, следует осветить принцип изготовления зеркал.

Итак, зеркало изготавливается из стекла, поверхность которого отполирована крокусом. Это необходимо, для того, чтобы у него не было молочных пятен, неровностей или замутнений. Полировка поверхности стекла, для нанесения отражающего слоя, считается неотъемлемой частью процесса подготовки. В следствии, стекло получает наименьшую шероховатость и наибольшую светопропускную способность, что позволяет максимально снизить сопротивление прохождению света через его толщу.

На одну из сторон стекла наносится амальгама. Обычно, для зеркал высокой четкости, используется соединение ртути и серебра, где ртуть испаряется, а серебро ложится ровным и равномерным слоем на всю поверхность стекла. Но в последнее время успешно применяется соединение алюминия с ртутью, которое так же дает стеклу отражающие свойства.

Зеркало, это стекло, покрытое серебром с одной стороны. Имея представление о нем, можно перейти к физическим свойствам зеркала.

Физические свойства зеркала.

Главным физическим свойством зеркала является его отражающая способность. Слой серебра представляет собой тончайшую металлическую прослойку, которая имеет стабильный и однородный металлический свет. Заметьте, любой металл, отполированный до максимальной гладкости, отражает свет, но не любой металл остается таким гладким со временем. Железо, медь, алюминий, цинк – окисляются кислородом воздуха, а процесс окисления, это соединение ионов металла с ионами кислорода, в результате которого образуется оксид, имеющий другой цвет. У меди – зеленый, у железа – черный, у алюминия – белый. Все видели ржавчину? Это и есть оксид. А серебро, не вступает в реакцию с кислородом воздуха, и по этому, оно применяется для изготовления зеркала. Здесь многие могут поспорить, мол, серебро так же окисляется, ведь оно становится темным со временем. Это не окислительный процесс, а процесс присоединения к поверхности серебра водорода. Иными словами, это обычный налет, который можно убрать. Амальгама покрывается налетом, и если вы перевернете зеркало, то увидите, что слой серебра серый и немного шершавый.

Почему же, она отражает свет? Потому что стекло, на которое она нанесена, отполировано, и ее слой прилегает к полированной поверхности, сформировываясь в не менее гладкое состояние.

Получив гладкую поверхность, оно приобретает отражающие качества, а стекло защищает амальгаму от разрушений, ограничивая прямой контакт с нею любых внешних факторов.

Свойство человеческого глаза видеть, невозможно без участия света. Отражая в наших глазах окружающий мир, свет строит электронный импульс, который попадает в наш мозг и воспроизводит в нем картинку. Когда вы смотрите в зеркало, в нем отражается то, что находится напротив. Поставьте зеркало параллельно своим глазам, и вы увидите себя, поверните зеркало немного в бок, и вы увидите в нем то, что находится параллельно от его плоскости в данный момент. Если вспомнить физику, а именно, раздел «Оптика», то закон отражения света гласит: «Угол отражения равен углу падения». То есть, луч, отправленный от глаза на поверхность зеркала, отразит то, что находится от этой поверхности под таким же углом.

Благодаря прозрачности стекла, мы видим отражение без искажений. Если стекло будет изогнутым, то мы увидим изогнутое отражение. Следовательно, чем ровнее стекло, тем правдоподобнее отражение.

Но стекла бывают разные, и вы так же, это знаете. Существуют окрашенные в массе стекла и стекла осветленные. Чем меньше преграда свету, тем лучше и четче отражение. Например, стекло Optiwhite, меньше всего препятствует прохождению света, значит, отражение будет максимально четким.

Окрашенные в массе стекла имею свой цвет. Это может быть синий, черный, зеленый, серый и другие цвета и их оттенки, но они не способны изменять разделение спектра дневного света на составляющие. Зеленая, или любая другая призма ,точно также разделит дневной свет на семь цветов радуги, значит, и отражение в цветном зеркале будет правдоподобным, только оно потеряет интенсивность. Такие изделия применяют для декоративного использования.

Химические свойства зеркал.

Из химических свойств зеркала можно выделить то, что стекло является стойким к перепадам температуры, влажности, действию кислот и других агрессивных сред, но про амальгаму этого сказать нельзя. Амальгама может раствориться в агрессивных средах. При воздействии высокой влажности поверхностный слой сероводорода на серебре вступает в реакцию с кислородом воды и образуется не стойкое соединение оксидов водорода (ОН). Кислород воды теряет валентность и становится активным, по отношению к амальгаме. Если в ней находятся микротрещины, то отражающий слой подвергается коррозии и зеркало может испортиться. Многие замечали старые зеркала с пятнами по периметру? Это и есть коррозия зеркала – зеркальная ржавчина.

Чтобы этого избежать, зеркала вскрывают слоем воска и стараются ограничить прямое попадание жидкости на амальгаму.

Еще одним интересным химическим свойством зеркала является процесс нанесения отражающего слоя. Как мы уже рассматривали выше, амальгаму наносят путем серебрения поверхности стекла раствором ртути и серебра. Серебро имеет атомный номер 47 и не имеет свободных ионов, поэтому оно не может присоединить к себе кислород – окислиться. У ртути ионный состав имеет валентность 2, поэтому она присоединяет к себе молекулу водорода и испаряется. Благодаря этому в ней можно растворять другие, не валентные металлы или стойкие окислы этих элементов. В массе ртути молекулы серебра равномерно распределяются, и, испаряясь, они оседают на стекло ровным, близко сплоченным слоем. Вследствие, этого и получается максимально равномерное серебряное покрытие.

Сегодня ртуть заменили другие элементы, так как она токсична и имеет отравляющее качество, но принцип формирования отражающего покрытия остался тот же.

Вот мы и познакомились с зеркалом, и рассмотрели его основные физические и химические свойства. Надеюсь, эта информация принесет вам пользу.

Компания VipGlass более 12 лет занимается инвестициями в научные разработки и исследования, для получения более стойкого отражающего покрытия. Эта деятельность увенчалась успехом и совсем недавно VipGlass выпустила в производство 3G зеркала, известные более, как зеркала нового поколения. Амальгама теперь не боится влаги, и ее слой стал прочнее обычного в 5 – 8 раз.

Химические и физические свойства зеркала. VipGlass, 2012 год.

 

Смотрите статьи:

Физические и химические свойства стекла

Зеркальные панно

Как сделать зеркало. Старинные рецепты

Специализированная книги для ремесленников, издания середины позапрошлого века очень много внимания уделила производству стекла и предметов, сделанных на его основе. Весь производственный цикл стекольного дела я описывать не буду, хотя это и очень интересная информация, а вот о том, как сделать зеркало, расскажу поподробнее.


После того как владельцы стекольных фабрик научились делать прозрачное и зеленое стекло, которое получалось в результате использования неочищенных исходных ингредиентов, самые расторопные коммерсанты поняли, что их продукция будет раскупаться гораздо лучше, если они предложат публике изделия из цветных стекол и стекол с отражающей поверхностью, т.е. зеркал.

Зеркало из ртути

Сначала на производстве был широко распространен самый простой способ изготовления зеркал. Для него требовалось изготовить прозрачный стеклянный лист хорошего качества — без пузырьков воздуха, песчинок, радужных наплывов и пр., что говорило о нарушении технологии изготовления, и отполировать поверхность этого листа до невероятной гладкости.

Затем под отполированное прозрачное стекло подкладывали лист так называемой оловянной сортутки. Сортутка представляла собой очень тонкое листовое олово высшего сорта, старательно натертое чистой, без каких-либо примесей ртутью. Эта работа по подготовке зеркального материала была довольно проста, хотя и требовала определенной сноровки:

  • рабочий тщательно вытирал лист стекла, удаляя с него пылинки, различные пятна, следы пальцев и пр. Та сторона листа, на которую будет накладываться олово, должна быть идеально чистой и сухой;
  • лист олова хорошенько натирали ртутью и этой натертой стороной прикладывали к стеклу;
  • затем натертое ртутью олово аккуратно разглаживали, избавляясь от складочек и морщинок, осторожно прижимали его по углам стеклам, стараясь не повредить и протирали сухой тканью — сортутка «приклеивалась» к стеклу, образуя зеркальную поверхность.

Чуть позже на зеркальные производства стали поступать жалобы, что зеркала с оловянно-ртутной основой имеют низкие эксплуатационные свойства: зеркальная поверхность легко царапается даже при первых попытках повесить зеркало на стену; в ванных комнатах от повышенной влажности отражающий слой идет пятнами; в жарко натопленных помещениях олово с ртутью отслаиваются и т.д.

Ну и кроме того, фабрикантами было замечено, что у рабочих, часто имеющих дело с этими ингредиентами (ртуть и олово) слишком часто наблюдаются признаки серьезного отравления и общего недомогания. По этим причинам было решено отказаться от использования ртути в пользу серебра.


Серебряное зеркало

Перед тем как сделать зеркало, эксплуатация которого окажется безвредной для здоровья и не доставит хлопот при использовании при различных температурных режимах, фабриканты долго искали подходящие для этих целей материалы. В итоге решено было остановиться на серебре, которое использовалось по методу Дрейнона (к сожалению, выяснить, кто это такой, так и не удалось).

Лист прозрачного стекла так же тщательно очищают от загрязнений и жировых пятен, как и в первом случае, затем с помощью замазки делают небольшие бортики по краям будущего зеркала и в это огражденное пространство выливают специальную жидкость, состав которой приводится в переводе на современные единицы:

  • 70 мл азотнокилого серебра;
  • 140 мл воды;
  • 17 мл жидкого аммиака;
  • 115 мл винного спирта;
  • 20-30 капель масла кассии.

Смесь готовится таким образом: азотнокислое серебро сначала растворяю в воде и аммиаке, смесь перемешивают и процеживают через сложенную в несколько слоев марлю, после чего добавляют к ней спирт и масло. 

После того, как готовая смесь будет вылита на стеклянный лист, в нескольких местах на нее капают 6-12 капель восстанавливающей смеси, состоящей из 1 части гвоздичного масла и 3 частей винного спирта: серебро под воздействием гвоздичного масла осаждается, образуя серебряный отражающий слой.

Платиновое зеркало 
Заграничные специалисты позапрошлого века наравне с серебром использовали и платину — такое покрытие отличалась прочностью, износостойкостью и было безопасным для здоровья рабочих и потребителей.

Открылась возможность изготовления платинового покрытия в процессе опыта, когда сухую хлористую платину растворяли в лавандовом масле, затем этот раствор выпаривали и в процессе выпаривания на стенках лабораторной колбы оседал ровный и тонкий слой металлической платины.

Перед тем, как сделать зеркало из платины, лист стекла так же, как и в предыдущих случаях. хорошенько полируют с одной стороны, затем с помощью кисти его покрывают раствором, для приготовления которого 110 г тонкой листовой платины растворяют в 1,6 л царской водки (на 1000 частей соляной кислоты взято 400 частей азотной кислоты). Затем этот раствор выпаривают и образуется хлористая платина.

Полученную платину растирают в ступке, добавляют к ней понемногу масла лаванды, доводя его количество до 1,6 л, переливают раствор в фарфоровый сосуд и настаивают до 8 дней. Затем смесь процеживают и еще дают ей настояться 6 дней. После этого готовят так называемый «плавень»: 25,5 г оксида свинца, 25,5 г борнокислого свинца, растертого с 10 г лавандового масла смешивают с настоявшимся платиновым раствором, после чего этим составом покрывают стекло. Затем стекло аккуратно помещают в муфельную печь и обжигают. Готовое зеркало с обратной стороны покрывают слоем масляной краски, что защищает отражающий слой от механических повреждений.


Зеркало своими руками в наше время

В настоящее время сделать зеркало своими руками можно, руководствуясь технологией серебрения, описанной выше. Но если раньше для этого процесса были необходимы натуральные масла кассии и гвоздики, то теперь можно обойтись довольно простыми химическими реактивами.

Для начала стекло, предназначенное для покрытия зеркальной пленкой, тщательно моют и обезжиривают: на поверхности не должно оставаться пятен и следов от пальцев, иначе зеркальная пленка не будет держаться на стекле. И, кстати говоря, совершенно необязательно использовать в качестве базовой поверхности стекло — это может быть гладкая, хорошо отполированная пластина металла, фаянс, дерево, покрытое тонким ровным слоем парафина и даже глина.

Обезжиривание стекла обычно делают с помощью раствора едкого калия (при приготовлении раствора необходимо соблюдать осторожность — это вещество сильно нагревается при реакции с водой), затем стекло промывают дистиллированной водой и просушивают.

Так же, как и по старинным технологиям, делаем бортик для удержания раствора по периметру стекла — в наше время можно воспользоваться обычным пластилином или разогретым воском. Затем готовят раствор для серебрения: в дистиллированной воде растворяют нитрат серебра (азотнокислое серебро), и при интенсивном помешивании в смесь добавляют несколько капель 25% нашатырного спирта.

Чтобы рассчитать количество ингредиентов, для начала стоит определиться с желаемой толщиной слоя серебряной пленки. Так, к примеру, чтобы покрыть серебряной пленкой квадрат габаритами 200 х 200 мм, понадобится около 1 литра раствора. Для получения такого раствора берут около 5 мл азотнокислого серебра, и 300 мл дистиллированной воды. Количество нашатырного спирта определяют по реакции: добавляя его по каплям в раствор серебра и воды, следят за моментом, когда исчезнет осадок. как только осадок исчез — нашатыря больше добавлять не нужно. В прозрачный раствор добавляем еще 4 капли нитрата серебра — состав должен приобрести легкий желтоватый оттенок.

К полученной смеси приливаем раствор едкого натра: 8 г вещества растворяют в 210 г дистиллированной воды. При соединении обоих растворов (непрерывно взбалтываем сосуд!) появляется осадок, который опять растворяют несколькими каплями нашатырного спирта. Состав фильтруют, и отставляют на время в сторону, чтобы в отдельном сосуде в 210 мл дистиллированной воды растворить 11 г чистой глюкозы.

Растворенную глюкозу выливают на стекло, затем туда же аккуратно добавляют смесь с нитратом серебра и оставляют заготовку на 10-15 минут для протекания необходимых химических реакций. Затем жидкость сливают, зеркальную поверхность промывают дистиллированной водой и оставляют для просушки в вертикальном положении. Чтобы защитить зеркало, сделанное своими руками, от механических повреждений, серебряную поверхность покрывают лаком или краской.

Таким же образом можно делать не зеркала, а элементы дизайна интерьера, покрывая серебряным слоем различные изделия из стекла, металла или глины. И, кстати говоря, стекольное производство в старину не ограничивалось производством одних только бытовых вещей, но и выпускало элементы для создания украшений: бисер, сплошные или дутые бусины из цветного стекла, или имитирующие жемчужины.

Для того чтобы сделать перламутровую пленку на изделиях из стекла, использовали чешую белорыбицы (а также и других рыб с серебристой чешуей) — счищенная белая, блестящая чешуя заливается водой и выдерживается несколько дней, чтобы отделить слизь и загрязнения. Затем чешуйки кладут в ступку, добавляют немного воды и тщательно растирают до получения однообразной массы. Затем получившуюся массу через марлю или холст отжимают, выжидают оседание перламутрового осадка, к которому добавляют аммиак и рыбий клей (в ряде рецептов предлагается заменить агар-агаром). Этим составом можно покрывать бусины или любые другие изделия из стекла для получения жемчужного эффекта.

Зеркало – необходимый предмет быта

Зеркало – один из самых важных предметов интерьера в нашем доме. С его помощью можно визуально изменять пространство, придать стиль любой комнате, будь то спальня, прихожая или ванная комната. От этого предмета интерьера зависит и наш каждодневный внешний вид. В этой статье, как вы уже догадались, мы поговорим о зеркалах.

Сегодня зеркало можно классифицировать по множеству признаков. Их различают по форме (прямоугольные, круглые, фигурные), по размерам (стандартного размера или свободного размера), по функциональному назначению (встроенные, настенные, для спальни и т.д.), по цвету (цветные, матовые и бесцветные) и т.д.

В этой же статье мы будем классифицировать зеркала по признакам, имеющим непосредственное отношение к техническим характеристикам зеркал.

Любое современное зеркало имеет две составляющие: прозрачное основание и нанесенное на одну его сторону отражающий металлический слой, называемый амальгамой. Давайте разберемся, какие же материалы используются на сегодняшний день для изготовления зеркал.

Основание зеркала

Основой для зеркала может быть силикатное стекло или оргстекло.

Зеркало с основанием из силикатного стекла – это обычное традиционное зеркало со всеми его плюсами (хорошие светоотражающие свойства, устойчиво к небольшим повреждениям) и минусами (тяжелое и легко бьется).

Однако некоторые недостатки при производстве зеркал можно устранить. К примеру, применение в качестве зеркальной основы закаленного стекла существенно увеличивает ударопрочность и надежность зеркала. Если такое зеркало разобьется, то вероятность пораниться об его осколки минимальна, ведь эти осколки будут совсем небольшими и округлыми.

Еще один вариант «борьбы с осколками» — это использование особого пленочного покрытия, которое при разрушении зеркала не позволит ему рассыпаться на кусочки.

Зеркало с основанием из оргстекла – хорошая замена обычному зеркалу из стекла. Органическое стекло относится к классу пластмасс. И зеркальные изделия с применением оргстекла имеют ряд преимуществ относительно классических зеркал: легкость в обработке, полировке, небольшой вес, высокая ударопрочность, безопасность, возможность принимать любую форму. Однако механическая прочность невелика, и по этой причине нужно очень бережно относиться к такому зеркалу, дабы его не поцарапать. В качестве зеркального пластика применяют такие полимерные материалы, как акрил, полистирол, поливинилхлорид, поликарбонат, полиэфирное стекло.

Давайте теперь подытожим, сравнив зеркала: классическое зеркало с основой из силикатного песка и зеркало из оргстекла, результаты занесем в сравнительную таблицу.

 

 Зеркало на основе силикатного пескаЗеркало на основе органического стекла
Весбольшой (вес зеркала толщиной 4мм – 10кг/м2)небольшой (вес зеркала толщиной 4мм – 5кг/м2)
Ударопрочностьневысокаявысокая (в 5-8 раз выше ударопрочности силикатного стекла)
Механическая прочностьсредняяневысокая

 Из таблицы видно, что практически по всем параметрам зеркало из оргстекла «выигрывает» перед классическим зеркалом. Также стоит добавить, что оргстекло в отличие от силикатного находит более широкое применение при изготовлении зеркал.

Амальгама

Амальгама – это светоотражающий металлический слой, нанесенный на обратную сторону зеркала. В зависимости от применяемых материалов покрытие может быть серебряным или алюминиевым.

Зеркала с алюминиевым покрытием плохо переносят повышенную влажность, по этой причине их не следует использовать в ванных комнатах. Если такое зеркало обрамлено, то материал рамы в обязательном порядке должен быть влагоустойчивым. Еще один недостаток – невысокая стойкость к царапинам. Также стоит добавить, что зеркала с алюминиевым покрытием зачастую искажают изображение, что не лучшим образом сказывается на нашем зрении. По этим причинам зеркала с алюминиевым покрытием практически не выпускают, даже несмотря на их сравнительно низкую стоимость.

Зеркала с серебряным покрытием обладают хорошими физико-механическими характеристиками. Во-первых, они не боятся влажности, поэтому их можно устанавливать в любых помещениях. Во-вторых, за счет идеально гладкой поверхности зеркало выдает изображение без искажений, у него отличные оптические свойства. Для покупки рекомендуем именно зеркало с серебряной амальгамой.

Полезные советы

Итак, что такое зеркало мы разобрались, теперь дадим несколько полезных советов по установке зеркал.

Планируя приобрести зеркало в ванную комнату, прежде всего обдумайте все нюансы его расположения и освещения. Рекомендуется устанавливать зеркало над раковиной. А если речь идет о душевой кабине, то выигрышно смотрятся зеркала, расположенные на боковой створке кабины.

Проектируя освещение, обратите внимание на то, чтобы ваша спина не загораживала свет в тот момент, когда вы любуетесь на себя в зеркало. Более удобный вариант – установить зеркало с уже встроенными светильниками. Или другой вариант – купить настенный шкафчик с дверцей-зеркалом и встроенной подсветкой, которая освещала бы и зеркало, и содержимое всего шкафчика.

Также если позволяет место, можно повесить небольшое косметическое зеркало, удобное для нанесения макияжа.

Зеркало, установленное в прихожей, должно быть достаточно большого размера, желательно, чтобы вы смогли в нем увидеть свое отражение во весь рост. Расположить зеркало можно или на боковой стене помещения, или навесить на дверцу платяного шкафа. Кстати говоря, традиционный шкаф-купе уже содержит зеркала на раздвижных дверях.

Благодаря чудесной способности зеркала визуально расширять пространство, можно таким образом «спрятать» громоздкий платяной шкаф, повесив зеркала на его дверцы.

Гостиная – самое удачное место для экспериментов с декоративными зеркалами. Основные задачи таких зеркал – украшение интерьера и визуальное расширение пространства. Чтобы зеркало стало декоративным, его нужно интересно обработать. Например, это может быть лазерная гравировка, при помощи которой на поверхность зеркала наносят рисунок или какую-либо надпись.

Еще один вариант декорирования зеркала – пескоструйная обработка. Уже из названия ясно, что на поверхность зеркала воздействуют посредством воздушного потока с песком. В данном случае в качестве самой поверхности может быть как стекло, так и амальгама. Под действием высокого давления абразив разрушает поверхность, и в итоге на незакрытых трафаретом участках образуется матовый рисунок.

В детской комнате зеркало, в первую очередь, должно быть безопасным. Поэтому настоятельно рекомендуем воспользоваться противоосколочной пленкой. Сами же зеркала, к примеру, можно вставить в необычные, забавные рамы.

Итак, мы выяснили, что из себя представляет зеркало. Что на сегодняшний день без этого предмета интерьера просто не обойтись. Поэтому выбору зеркала нужно уделять особое внимание.

 

Исторические зеркала в замках. | АРТконсервация

Френклер-Балхорн К.

Парадные залы в замках едва ли мыслимы без зеркал, особенно в периоды рококо и барокко. Зеркала зрительно увеличивают помещение, прибавляют света, создают особый эффект, отражая предметы обстановки. К подобной иллюзии стремились архитекторы и строители. Вред ртутной амальгамы для здоровья не был известен в то время.

История. История зеркал начинается в древнем Египте, Вавилоне, Китае. Зеркала находили в захоронениях еще во времена до Рождества Христова. Зеркала из стекла с подложками из металла производили в Римской империи за 30 лет до Р.Х. В XI столетии в Италии появляются т.н. зеркала-капсулы. Они состояли из выпуклой полированной металлической капсулы, покрытой тонким стеклянным слоем. Стеклянные зеркала производили в XIII в. в Мурано: на еще горячие выдутые колбы наносили лигатуру из свинца и цинка. Из разрезанных колб получали маленькие вогнутые зеркала.

В 1373 году в Нюрнберге была основана первая гильдия стеклянных дел мастеров, которые также делали и зеркала.

Первые плоские зеркала. В 1516 году братья Dal’Gallo, венецианские стеклоделы, изготовили плоское стеклянное зеркало. На оборотной стороне стекла была нанесена тонкая цинковая фольга, залитая сверху 2х-3х мм слоем ртути, образовавшей вместе с цинком слой амальгамы. Технологию держали в секрете.

Во времена Людовика XIY венецианских мастеров могли переманить во Францию, и они работали при королевском дворе.

Следующий шаг был сделан во Франции в 1688 году: Louis Lucas Nehou вылил горячее жидкое стекло на литейный стол, на котором лежала плоская полированная бронзовая пластина, и раскатал стеклянную массу валиками до ровной поверхности. Таким образом, стало возможно производить более крупные, чистые и плоские стеклянные пластины. Несмотря на высокую стоимость работы, в Версальском дворце был оформлен Зеркальный зал – образец для многих других королевских дворов Европы.

В 1855 г. F.J. von Liebig предпринял попытку влажного химического серебрения стекла. Эта техника была основой для индустриального производства зеркал на основе нитрата серебра (Silbernitratspiegel), распространенного и сегодня.

Обращение с историческими зеркалами. Замковые зеркала с ртутной амальгамой легкого серого оттенка по цвету и световой рефлексии отличаются от современных зеркал на основе ни трата серебра – желто-зеленых и более блеклых. Это различие зависит от стеклянной пластины: старое стекло обычно темнее и лишь слегка пигментировано зеленым.

При изготовлении зеркал был неизбежен контакт с высокотоксичной ртутью, которая уже при +580С делается жидкой и начинает испаряться. Возможность отравления ртутными зеркалами стала известна лишь в XIX в. Не только рабочие на зеркальных фабриках страдали в свое время от «меркуриализма», но и сейчас при обращении с историческими зеркалами реставраторы должны соблюдать строгие правила безопасности (перчатки, респираторы, работа под вытяжкой).

Как правило, оборот зеркал с ртутной амальгамой затянут тканью, что является защитой от механического повреждения чувствительного слоя амальгамы, предохранительной преградой от неровностей деревянной рамы и климатическим буфером. Остатки подобной ткани, часто грубо тканой и сильно ворсованной, находятся на деревянной задней стенке зеркал, иногда поврежденные насекомыми. Если холст сохранился полностью, то и зеркало в большинстве случаев находится в лучшем состоянии. Не полностью сохранившаяся ткань должна быть дополнена подобным материалом.

Климат. Для сохранности субстанции очень важна постоянная и низкая температура. Относительная влажность также должна быть соответственно малой. Ни в коем случае нельзя допускать нагревания, которое может последовать от прямых солнечных лучей, т.к. вследствие этого ртутные зеркала меняют свое агрегатное состояние, что приводит не только к испарению ртути, но и к разрушению амальгамы. Предупредить повреждения можно, применяя занавески или УФ фильтры для окон. Однако часто бывает необходимо изменение климатических условий помещения, например, осушение стен. Вредное воздействие влажности на зеркала было известно уже давно. Так, например, для реконструированного зеркала в зеле-гроте Мраморного дворца в Потсдаме была устроена специальная воздушная шахта, которая служила для вентиляции воздуха вокруг зеркала. Зал-грот построен прямо на озере, что ведет к большой влажности, т.к. стены, выстроенные из обожженного кирпича и промазанные смолой, удерживают влагу.

Очистка тыльной стороны. При сильных загрязнениях ртутной амальгамы на обороте необходимо сначала проверить состояние слоя, прежде чем делать пробы очистки. Очистка проводится осторожно кистью и ватой, увлажненной раствором этанола в воде (3:1). На особенно сильно загрязненные участки накладываются кратковременные компрессы с данным раствором. Влажная очистка предпочтительнее сухой, т.к. при сухой может образовываться вредная ртутная пыль.

Склейка фрагментов. Сколы осторожно очищаются ацетоном. Оборотная сторона зеркала с ртутной амальгамой вдоль сколов покрывается тонким слоем летучего защитного средства – полоской вдоль скола шириной 2 см – для того, чтобы клей не попал на оборотную сторону. Затем фрагменты зеркала совмещаются и фиксируются клеевыми полосками со стороны стекла. Далее клей – Araldit – фильтруется в места склейки со стороны стекла. Остатки клея удаляются. После отверждения клея фиксирующие полоски удаляются.

Дополнение утрат амальгамы. В мастерской должны быть осколки зеркала с ртутной амальгамой. Реставрируемое зеркало кладут металлическим слоем вверх на раму так, чтобы нижняя сторона также была в поле зрения во время работы. При помощи скальпеля, щетинной кисти или деревянной палочки с места утраты удаляют наслоения: остатки амальгамы, загрязнения. Затем очищают стекло ватным тампоном с этанолом.

Из картона делают шаблон по форме утраты, который кладут на то осколок зеркала, с которого будет взята амальгама для дополнения утраты. Ножом обводят шаблон и подрезают зеркальное покрытие. Шаблон отнимают и при помощи одноразового шприца амальгама «захватывается» с обрезанного участка (амальгама присасывается к игле шприца). Таким образом, амальгама отклеивается от стекла. Шпателем кусочек амальгамы приподнимается и переносится на место утраты. Подобным же образом вырезается по шаблону цинковая фольга и кладется на заново амальгированную утрату. После нескольких часов прессования цинковая фольга связывается с перенесенной амальгамой.

Дополнение утрат зеркала по краям. Утраты по краям дополняются новым зеркалом, вырезанным по шаблонам. Ртутное зеркало рефлектирует гораздо меньше, чем зеркало на основе нитрата серебра. Поэтому доставки из нового материала нужно приспосабливать к старому. Стеклянная поверхность шлифуется и полируется. Благодаря специальной технике серебрения возможно имитировать патину старинного ртутного зеркала: темные «облака» и пятна (помутнения). Эти заново изготовленные фрагменты подклеиваются. Таким образом происходит реконструкция зеркала.

 

Первоисточник: 

Рестауро 99-3 (www.restauro.de) Перевод с нем. Перовой Е.Г.

Информисточник: 

Перова Е.Г.

Неподкупная амальгама

Зеркала широко применяются в лабораториях: в спектрометрах, телескопах, медицинской аппаратуре, оптических приборах, лазерах… Как и из чего рождались зеркала?  

Зеркала широко применяются в лабораториях: в спектрометрах, телескопах, медицинской аппаратуре, оптических приборах, лазерах… Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд  использовал для этой блестящей поверхности, способной отражать, метафору «неподкупная амальгама»… Как и из чего рождались зеркала?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. В античные времена обходились подручными средствами: гладким отшлифованным камнем, водами реки, как мифологический персонаж Нарцисс, да, в конце концов, обыкновенной лужей. Самым древним прототипом зеркала считают найденный в Турции кусочек отполированного обсидиана – минерала, который еще называют вулканическим стеклом. 

2. Потом догадались полировать металлы. Свидетельство тому, например,  древнегреческая легенда о Персее, который убил горгону Медузу. Чтобы не попасть под прямой взгляд Медузы, которая таким образом превращала в камень всё живое, Персей смотрел на ее отражение в отполированный медный щит.

3. Такие металлические зеркала, то есть отшлифованные до блеска медные щиты, использовал в военно-технических целях великий ученый античности Архимед. По легенде во время осады Сиракуз во Вторую Пуническую войну Архимед сжег флот римлян. Лет 30 назад греческие инженеры повторили опыт математика и физика древности. Они поставили на берегу людей с полированными пластинами. По команде они сфокусировали солнечные лучи на экспериментальном судне. Через две минуты корабль загорелся, что блестяще подтвердило легенду об Архимеде. 

4. Небольшие металлические зеркала были весьма распространены в античном мире. Их в большом количестве находят на раскопках Помпей. 

5. Серебро и другие металлы полировали до средних веков. Однако металлические зеркала со временем темнеют, да и отполированная поверхность становится шероховатой. Гладкому блестящему металлу придумали защиту – стекло.

6. Стеклянные зеркала изобрели вовсе не в Венеции. Венецианцы попросту купили у фламандцев патент на изготовление зеркал. Но зеркала эти  были  совсем не похожи на современные. В середине XIII века умели делать только круглое стекло, то есть стекло в виде шара или цилиндра. В 1279 году монах Джон Пекам налил в стеклянный шар расплавленное олово. Когда олово застыло тонким слоем, оно стало отражать действительность. Но не то чтобы отлично: все же это было кривое зеркало.  Для получения зеркал, которые не смешили бы окружающих, шар ломали и укрепляли кусочки на плоскости. Вот такие зеркала и делали по фламандскому патенту в Венеции. 

7. Настоящие венецианские зеркала стали делать в начале XIV века, когда братья-стеклодувы Андреа Доменико с венецианского острова Мурано догадались разрезать еще теплый и мягкий стеклянный цилиндр и раскатали его в лист на медной столешнице.

 8. Так в  XIV веке центром стеклоделия стал венецианский остров Мурано – туда отселили всех мастеров, будто бы боясь пожаров. На самом деле опасались утратить сверхвысокий доход – зеркала стоили так дорого, что французские аристократы иной раз продавали имения, чтобы позволить себе блестящую штучку. Зеркало размером метр на полметра стоило восемь тысяч ливров, а картина Рафаэля того же размера – только три тысячи.

9. Французская королева Мария Медичи на рубеже XVI –XVII веков заказала муранским мастерам 119 зеркал для кабинета. Мастера отблагодарили заказчицу зеркалом, которое считается самым дорогим в истории. Подарок, украшенный агатами и ониксами, хранится сейчас в Лувре.

 10. В XVII веке министр финансов Франции Жан-Батист Кольбер в отчаянии подсчитал, во что обошлось казне платье Анны Австрийской сплошь покрытое зеркальцами, и, опасаясь финансового краха, решился на крайность: доверенные люди подкупили  четырех венецианских мастеров и тайно, ночью вывезли на лодке с Мурано. Двоих мастеров венецианцы смогли погубить, двое попросились назад на родину. Но поздно – французы освоили секреты. Так что знаменитый Зеркальный зал Версаля украшали уже мастера немедленно созданной в Тур де Виле зеркальной мануфактуры.

11. Зеркала для галереи знаменитого дворца Людовика XIV делали уже по новой технологии: просто выливали расплавленное стекло на ровную поверхность и раскатывали вальцами. Таким образом было изготовлено 306 зеркал большого размера. Есть версия, что прозвищем «Король-солнце» Людовик XIV обязан сияющей зеркальной галерее в Версале. 

12. Самым сложным в изготовлении стеклянных зеркал было нанесение отражающего металлического слоя. Механические способы заменили химическими. Сначала использовали растворы металлов, в частности, олова в ртути, так называемые амальгамы. Но пары ртути ядовиты, и производство опасно. В XIX веке отказались от амальгамирования и открыли новые химические способы серебрения отражающей поверхности зеркал. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. В современном производстве используют не только химические соединения разных металлов – алюминия, серебра, титана и других, но и их напыление.

14. В России зеркальное и стекольное производства завели при Петре Великом. И в XVIII –  XIX веке они перестали быть экзотикой и заняли свое место в жизни людей. И в науке тоже. 

15. Вероятно, главной научной заслугой зеркал можно признать опыты Майкельсона по измерению скорости света. Применив вращающееся зеркало, американский ученый получил совсем неплохой для 20-х годов результат. 

16. Зеркала широко применяются в приборах и устройствах: спектрометрах, телескопах, медицинской аппаратуре, фотоаппаратах, разнообразных оптических приборах, лазерах.

17. Сферические зеркала используют для обзора, если можно так выразиться, «за углом» – все не раз видели их на опасных поворотах. В торговых залах их устанавливают для наблюдения за покупателями и продавцами. Параболические зеркала применяют в фарах автомобилей, прожекторах, других осветительных приборах. 

18. В  полицейских фильма и сериалах все не раз видели полупрозрачные зеркала: через них так удобно наблюдать за допросами. Люди с неосвещенной стороны видят находящихся по другую сторону зеркала, а с освещенной – свое отражение. Такие же полупрозрачные зеркала применяют в телесуфлерах: диктора читает  текст на зеркальном экране, прямо за которым объектив камеры. 

19. Зеркала используют и в современном термоядерном оружии – для фокусировки излучения и создания условий для начала реакции. 

20. Нет пределов в зеркальном совершенстве. Японский инженер Кейдзи Китамура собрал своего рода аквариум треугольного сечения, наполненный водой. Две его вертикальные стенки образуют обычные зеркала, соединенные под прямым углом отражающими поверхностями внутрь. А третья стенка – прозрачное стекло. Поглядев в это стекло, человек увидит свое точное, незеркальное отражение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *