«модерн» — это… Что такое «модерн»?
«модерн» (франц. moderne — новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX — начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека — от архитектуры до костюма, ведущую роль представители «модерна» отдавали архитектуре как основе нового синтеза искусств. Принципиально новым в архитектуре «модерна» стал отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасадов и интерьеров. Определяющее значение в структуре зданий имело построение внутреннего пространства, которое отражалось в ритмической и пластической организации внешних форм и декора. Фасады построек «модерна» обладают, как правило, динамичностью и пластической текучестью форм; орнамент, имеющий характерные криволинейные очертания, пронизанный экспрессивным ритмом, подчиняет себе всю композиционную структуру произведений, объединяет фасады с декором интерьеров.
В архитектуре Петербурга наиболее ярко «модерн» выразился в строительстве частных домов-особняков, а также деловых и торговых зданий, доходных домов. Специфическим вариантом стиля стал в Петербурге «северный модерн », отличавшийся романтичностью облика построек, живописностью силуэта, широким использованием в отделке естественного камня (дом Лидваля). Для ранних сооружений в стиле «модерн» характерны живописно-пластические решения фасадов, необычные очертания проёмов (в форме эллипсов, подков, многоугольников и др.), прихотливо-изысканные орнаментальные мотивы (особняк Кшесинской). С середины 1900-х гг. «модерн» вступил в позднюю фазу, которой свойственны более строгие композиционные решения, использование элементов ордерной архитектуры (Азовско-Донской коммерческий банк, Торговый дом Мертенса). В 1910-х гг. «модерн» постепенно вытесняется из архитектуры Петербурга различными ретроспективистскими направлениями, главным образом неоклассицизмом. Крупнейшие мастера петербургского «модерна» — А. И. Гоген, Ф. И. Лидваль, В. В. Шауб, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь.
Литература:
Кириченко Е. И., Русская архитектура 1830—1910-х гг., 2 изд., М., 1982.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». — М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.
МОДЕРН — это… Что такое МОДЕРН?
Модерн — стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн : ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… … Художественная энциклопедия
модерн — moderne adj. 1. Современный, нынешний. Сей человек своим плавным, с натурой сходным рисунком всех превосходит живописцев модернов. 1776. М.И. Козловский. // Мастера иск. 6 99. Несмотря на художественные недостатки, сам замысел богат по содержанию … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Модерн — (Ярославль,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Пушкина 5, Ярославль, Рос … Каталог отелей
“Модерн” — Модерн. М.А. Врубель. Демон . 1890. Третьяковская галерея. “МОДЕРН”(французское moderne новейший, современный) (“ар нуво”, “югендстиль”), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 начала 20 вв. Представители “модерна” в … Иллюстрированный энциклопедический словарь
«модерн» — (франц. moderne новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека от архитектуры до… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
МОДЕРН — (фр. moderne). Вт, новом, современном вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРН [фр. moderne] 1) новейший, современный. 2) стиль в европейском искусстве и архитектуре начала XX в.… … Словарь иностранных слов русского языка
Модерн — (фр. modeme современный) Стилевая эпоха в евро американском искусстве рубежа XIX XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии «сецессион» (Secession), в… … Энциклопедия культурологии
МОДЕРН — [дэ], в знач. неизм. прил. (франц. moderne) (книжн.). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 в.; см. модернизм). Стиль модерн. Мебель в стиле модерн. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Модерн — – архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий … Словарь строителя
МОДЕРН — [дэ ]. 1. а, муж. Направление в изобразительном и декоративно прикладном искусстве конца 19 начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Архитектура… … Толковый словарь Ожегова
модерн — югендстиль, ар нуво, сецессион, модернизм Словарь русских синонимов. модерн сущ., кол во синонимов: 5 • ар нуво (1) • … Словарь синонимов
«Чем модерн отличается от постмодерна? Почему такое название?» – Яндекс.Кью
Под термином Модерн чаще всего понимается исторический период, совпавший с началом Нового времени (будем считать, что это период после Средневековья). Слово «модерн» к этой эпохе применяют потому, что ее главной чертой считается непрерывная модернизация, стремление к новому, к быстрым изменениям — в противовес традиционалистским эпохам с их медленным историческим развитием. Она характеризуется процессами развития общества: индустриализацией, научным прогрессом, победой капитализма, становлением гражданского общества. И развитием вытекающих идей: гуманизм, индивидуализм, рационализация, утверждение прогресса в познании и в различных областях общественной жизни, стремление к системной организации и к централизму в социальной, экономической и политической жизни общества и т.д.
Постмодерн — понятие новой социокультурной реальности, обладающей определенными признаками, которые были выделены философами второй половины ХХ века Жаком Бодрияром, Жилем Дилезом, Мишелем Фуко, Жаном-Франсуа Лиотаром. Постмодернистское видение мира опирается на позиции герменевтики, т.е. мир – это текст. Подробнее можно прочиать, например, в работах: » Символический обмен и смерть» (1976), «Симулякры и симуляции» (1981), «Ризома» (1976), «Состояние постмодерна» (1979). «Пост» — означает «после», но не разрывает с предыдущей эпохой. То есть между понятием модерна и постмодерна существует тесная связь, в которой философы постмодернисты обнажают проблематику развития эпохи, выделяя такие черты:
- Плюрализм, отсутствие какого-либо единого начала и универсальных предпосылок. Ни в познании, ни в культуре, ни в человеческом мире нет никаких интегрирующих идей. Всякое единство носит «репрессивный» характер и связано с тоталитаризмом, любая форма которого должна быть отвергнута;
- Неспособность человека познать и изменить мир и порядок вещей. Любые наши проекты и преобразования действительности обречены на провал;
- Отказ от попыток привести мир в систему, ибо он не поддается никакой систематизации и не вмещается ни в какие схемы. События всегда идут впереди теории;
- Отказ от мышления посредством оппозиций и утверждение мышления «вне оппозиций»: субъект – объект, целое – часть, внутреннее – внешнее, центр – периферия, власть – подчинение и т. д.;
- Распад субъекта как центра познания и утверждение децентрации, то есть отрицание центра как такового;
- Представление мира и культуры как совокупности текстов. Текст как репрезентация реальности. А поскольку ни одно истолкование текста не может претендовать на признание всеми, то и «истинность» смысла текста быть в принципе не может;
модерн — это… Что такое модерн?
МОДЕ́РН [дэ́], -а; м. [франц. moderne — новейший, современный]
1. В изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца 19 — начала 20 в.: направление, противопоставлявшее себя эклектическому искусству предшественников, стремившееся к эстетической целостности создаваемого, лаконизму и использовавшее новые конструктивно-технические средства. Архитектура модерна. Мебель под модерн.
2. Разг. То, что современно, модно. Одета в модерн.
◁ Моде́рн, неизм.; в зн. прил. 1. Относящийся к этому направлению в искусстве, воплощающий присущие ему особенности. Дом в стиле м. -2. Современный, модный. Туфли модерн. Моде́рновый; Модерно́вый; Моде́рный (см.).
* * *
модерн(франц. moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль»), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX вв. Представители модерна использовали новые техническо-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчёркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. Ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
* * *
МОДЕРН «МОДЕ́РН» (франц. moderne — новейший, современный) («ар нуво» (см. АР НУВО), «югендстиль» (см. ЮГЕНДСТИЛЬ)), стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 — нач. 20 вв. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. ван де Велде (Энциклопедический словарь. 2009.
модерн — это… Что такое модерн?
Модерн — стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн : ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… … Художественная энциклопедия
Модерн — (Ярославль,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Пушкина 5, Ярославль, Рос … Каталог отелей
“Модерн” — Модерн. М.А. Врубель. Демон . 1890. Третьяковская галерея. “МОДЕРН”(французское moderne новейший, современный) (“ар нуво”, “югендстиль”), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 начала 20 вв. Представители “модерна” в … Иллюстрированный энциклопедический словарь
«модерн» — (франц. moderne новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека от архитектуры до… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
МОДЕРН — (фр. moderne). Вт, новом, современном вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРН [фр. moderne] 1) новейший, современный. 2) стиль в европейском искусстве и архитектуре начала XX в.… … Словарь иностранных слов русского языка
Модерн — (фр. modeme современный) Стилевая эпоха в евро американском искусстве рубежа XIX XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии «сецессион» (Secession), в… … Энциклопедия культурологии
МОДЕРН — [дэ], в знач. неизм. прил. (франц. moderne) (книжн.). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 в.; см. модернизм). Стиль модерн. Мебель в стиле модерн. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Модерн — – архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий … Словарь строителя
МОДЕРН — [дэ ]. 1. а, муж. Направление в изобразительном и декоративно прикладном искусстве конца 19 начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Архитектура… … Толковый словарь Ожегова
модерн — югендстиль, ар нуво, сецессион, модернизм Словарь русских синонимов. модерн сущ., кол во синонимов: 5 • ар нуво (1) • … Словарь синонимов
Серия | Краткое описание |
---|---|
1 | По телевизору сообщается, что Рылов выиграл в акции, проводимой производителем йогурта, прислав больше всех крышечек, и теперь получает миллион долларов. Рылов сразу же заявляет, что не собирается делиться выигрышем с семьёй. Тогда тёща, жена и дочь сговариваются выманить деньги обманом. |
2 | Рылов со старшим по званию напарником приходят по вызову в квартиру Рылова, где на полу лежит труп Сергея Вадимовича. Евдокия убеждена, что убийца — Рылов. Напарник Рылова, не успевший его запомнить, поручает Рылову засесть в засаду и ожидать самого себя. Сидя в засаде, Рылов узнаёт, что на самом деле Сергей Вадимович жив, а его убийство было разыграно им самим и Евдокией с намерением посадить Рылова в тюрьму. |
3 | К Рылову в квартиру врывается женщина, спасающаяся от убийцы-маньяка. Она узнаёт от Рылова, что его жена уже неделю сидит в тюрьме, говорит, что хотела бы изменить своему мужу, и предлагает Рылову потанцевать. Во время танца она спотыкается, падает и умирает. Аналогичным образом, по случайности, умирают депутат Селёдкин, посетивший Марью Гавриловну, чтобы предложить ей выйти за него замуж, и друг Даши Абдулла. Под руководством Марьи Гавриловны Рыловы избавляются от трупов, но Мерзотин, сосед, догадывающийся о смертях, не даёт делу замяться. |
4 | Участковый врач устанавливает, что Рылов болен водянкой головного мозга и ему осталось жить несколько дней. Дуся, не дожидаясь, пока Рылов умрёт, начинает искать нового мужа и уже находит подходящего кандидата, как вдруг выясняется, что диагноз был поставлен неверно. |
5 | Оказывается, что существует семейство-двойник семейства Рыловых. Оно имеет тот же состав, что и семейство Рыловых, и его члены выглядят так же, но при этом благополучны и доброжелательны. Из-за схожести домов и квартир члены одного семейства несколько раз по ошибке попадают в другое семейство, в результате двойника Рылова арестовывают за преступление, совершённое Рыловым. |
6 | Рыловы решают сдать комнату, чтобы поднять доход семьи. Квартирантом оказывается бандит, желающий отомстить Рылову за то, что тот арестовал его родственников. Для мести он провоцирует потасовку между Рыловым и остальными членами семейства. |
7 | На свой день рождения Рылов хочет сводить семью в дельфинарий, однако у всех обнаруживаются неотложные дела. Когда Рылов остаётся один, к нему приходит его друг детства, окровавленный бандит Сиплый и просит укрыть его. Рылов отказывается и хочет выпроводить Сиплого, но тот умирает. В чемодане, который был у Сиплого, Рылов обнаруживает уйму денег. Вскоре Рылова тревожат иные претенденты на чемодан. |
8 | Даша выходит замуж сразу за трёх мужчин. Когда она навещает родителей, к ней являются все три мужа. Даше приходится постараться, чтобы мужья не заподозрили о существовании друг друга. Ситуацию осложняет визит декана, которого Даша должна ублажать, чтобы сдать экзамен. |
9 | Рылов подслушивает, как Сергей Вадимович уговаривает Дусю отравить Рылова и даёт ей яд. На следующее утро он отказывается от всех блюд. В гости к Рыловым приходит Иван Данилович и сообщает, что собирается произвести Рылова в капитаны. Дуся, посоветовавшись с Дашей и мамой, решает пока не отравлять Рылова. Пока они советуются, Рылов уговаривает Ивана Даниловича разыграть небольшое представление, чтобы вывести вероломную жену на чистую воду. |
10 | На Новый Год к Рыловым в гости приходит миллионер-филантроп Гарри Кац. Он говорит, что встретит Новый Год с Рыловыми, а затем подарит им миллион долларов. Позже выясняется, что для получения денег некоторым членам семьи придётся заняться с Гарри Кацем сексом. |
11 | Двое сценаристов начинают писать сценарий сериала про больницу. Действие начинается с приезда в больницу Бориса Ивановича Козловского, нового русского, раненого при покушении. Козловский, угрожая пистолетом, требует для себя элитных условий содержания, персонал старается удовлетворить его требования. В палате № 6 вместе с Козловским лежат сварщик и интеллигент. Вскоре к Козловскому заглядывает главный хирург, осведомляется о здоровье и вручает ему несколько журналов, сообщая, что на обложке одного из них — фотография его жены Аделаиды. Козловский и однопалатники рассматривают фотографию и выясняют, что каждый из них в своё время водил с этой женщиной знакомство. Козловский приходит к мысли, что главный хирург специально собрал их в одной палате, чтобы рассчитаться. Тогда больные переодеваются женщинами и скрываются в родильном отделении. Медсестра, которая приходит ставить им клизмы, сообщает, что у главного хирурга нет жены. Озлобившийся Козловский собирается расправиться с главным хирургом. |
12 | Главврач похищает пистолет Козловского и соглашается повременить с выпиской только за плату. Он лжёт сварщику и интеллигенту, что они неизлечимо больны и предлагает заплатить за целебную сыворотку, но они, не имея средств, отказываются. В больницу проникает киллер, которому заказали Козловского. Сварщик и интеллигент, напившись спирта, решают подстеречь главврача и побить его. Когда киллер заходит в палату, то его принимают за главврача, оглушают и отнимают автомат. Угрожая автоматом, друзья убеждают главврача выдать им сыворотку. Серия начинается и заканчивается сценами блуждания по больнице агента Малдера (Нагиев), натыкающегося на людей, по которым ползают хомячки. В конце самого Малдера тошнит хомячком. |
13 | Главврач Вассерман садится в тюрьму, и его заменяет главврач Манту (для экономии продюсер решает, что Манту будет играть тот же актёр, поэтому Манту отличается от Вассермана только усами). Пока Манту совершает обход, сбежавший из тюрьмы Вассерман прокрадывается в кабинет главврача. Когда Манту заходит в кабинет, Вассерман вкалывает ему снотворное, сдирает с него усы и приклеивает на себя, а тело прячет. Вскоре к нему наведывается устрашающая жена-нимфоманка главврача Манту. Отчаявшись удовлетворить её, Вассерман обращается за помощью к больным палаты № 6, однако жена Манту отвергает их. Тогда Вассерман снимает усы и возвращается в тюрьму. Главврач Манту вновь возглавляет больницу. |
14 | Анестезиолог Боткин изобретает эликсир любви и просит у Манту разрешения испытать его на больных. Манту не соглашается. Тогда Боткин зомбирует Манту газом полного подчинения (другим своим изобретением) и берёт управление больницей на себя. Он распоряжается, чтобы Маша принесла больным палаты № 6 чай с эликсиром любви. Больные пьют чай, влюбляются в Машу и преследуют её. Маша вызывает санитаров, на больных надевают смирительные рубашки. Вскоре доктор Боткин распоряжается освободить больных и взять у них анализы. На почве ревности больные подсыпают друг другу сахар в мочу, в результате всех троих отправляют на операцию. После операции Маша навещает больных и признаётся, что любит доктора Боткина, но он её не замечает. Чтобы помочь Маше, больные прыскают эликсиром на Боткина и зовут Машу, однако вместо Маши в палату заходит Клавдия Ивановна. Боткин и больные тут же влюбляются в неё. В этой серии во время написания сценария сценаристы пьют водку с грибами, одному из них (Рост) становится плохо, другой везёт его в больницу. В больнице он встречает Клавдию Ивановну, спасающуюся от больных, и зомбированного Манту. Сериал заканчивается репликой сценариста: «Ну, в принципе, я думаю, велика сила нашего письменного искусства.» |
Модерн — это… Что такое Модерн?
Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Общая характеристика
В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.
В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.
Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста (англ.)русск. «Удар бича».
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.
Архитектура в стиле модерн
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима́р, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди́. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Чугунное литьё
Модерн в изобразительном искусстве
Художники
Скульпторы
Интерьер в стиле модерн
Дизайн мебели и предметов интерьера
- Мажорель, Луи (Louis Majorelle), Галле, Эмиль (Emile Galle), Эмиль Андре (Emile André), Эжен Валлен (Eugène Vallin), Камил Готье (Camille Gauthier), Жак Грубер (Jacques Gruber) — Франция;
- Рихард Римершмид (Richard Riemerschmid) — Германия;
- Гюстав Бови (Gustave Serrurier-Bovy), Хенри Ван де Вельде (Henry Van de Velde) — Бельгия;
- Тонет (Thonet), Коломан Мозер (Koloman Moser) — Австрия;
- Франтишек Билек (Frantisec Bilek) — Чехия;
- И. А. Фомин — Россия.
Прикладное и станковое искусство
Ваза мастерской братьев Дом, Школа Нанси, ок. 1900 годаХудожественное стекло
Посуда, керамика
- Тед Сикорский (Tade Sikorski & Zsolnay Vilmos (ZSOLNAY ART POTTERY) — Венгрия;
- Огюст Делаэрш (Auguste Delaherche), Клеман Массье (Clement Massier), Александр Биго (Alexandre Bigot) — Франция;
- Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin (Королевская фарфоровая мануфактура, Берлин, Германия)
- VILLEROY & BOCH — Германия.
Витражные конструкции
Ювелирное дело, металл, гравировка
Книжное дело
Афиши, литографии, рекламный плакат
Книжная иллюстрация и графика
См. также
Литература
- Берсенева А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992
- Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991
- Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1990
- Володина Т. Модерн: Проблемы синтеза. «Вопросы искусствознания» 2-3/94, М., 1994
- Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. М., 1992
- Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1т., 1993.
- Кириченко Е. И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX — начала XX вв. М., 1989
- Колотило М. Н. Женский костюм эпохи модерна в России. СПб.1999
- Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. М., 1988.
- Миллер, Джудит. Путеводитель коллекционера. Модерн. АСТ, 2005 ISBN 5-17-028689-9
- Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. — М.: Жираф, 1998. — 315 с. — 500 экз. — ISBN 5-89832-006-7
- Нащокина М. В. Московский модерн. М., изд. Жираф, 2005 ISBN 5-89832-042-3
- Нащокина М. В. Московский модерн. Проблема западноевропейских влияний. М., 1999
- Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000
- Неизвестный Фаберже… Каталог. М., 2003 ISBN 5-901772-08-3
- Николаева С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М., Издательство «Директмедиа Паблишинг», КноРус, 2003.
- Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Галарт, 2001
- Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980
- Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX века. М., 1984
- Фар-Беккер, Г. Искусство модерна. Konemann, 2004 ISBN 3-8331-1250-6
- Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. Радуга, 2008 ISBN 978-5-05-006996-2, 1-85627-832-8
- Эстетика Морриса и современность. Под ред. В. П. Шестакова. М., 1987