8-3842-33-85-00 - магазин жидких обоев

г. Кемерово, Рынок "Привоз" бокс №1

Что такое стиль хай тек – Хай-тек в архитектуре и интерьере частного дома, история и признаки стиля, функциональность предметов — главная особенность хай-тек, возможности стиля в оформлении жилых помещений

Содержание

Стиль хай-тек в архитектуре

Стиль хай-тек в архитектуре

Стиль хай-тек в архитектуре берет свое начало в Великобритании приблизительно с 70-х годов. Он пришел на смену модернизма и начал активно проявляться начиная  с  1980-х годов. От модернизма он сохранил в себе прагматизм, сложную простоту конструкции и технологичность.

Главные теоретики и практики hi — tech архитектуры  — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ж. Нувель, Д. Пакстон, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

История стиля хай-тек

Основоположниками данного направления является Британский архитектор Ричард Роджерс, который в сотрудничестве с Ренцо Пиано создали проект Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду (1977 год). Здание представляет собой стеклянный параллелепипед очень больших для центра Парижа размеров. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций (арматурные соединения, все трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади. При этом, арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зеленым, электро подводка — желтым, а эскалаторы и лифты — красным.

центр искусства и культуры Жоржа ПомпидуЦентр искусства и культуры Жоржа Помпиду

Другими не менее важными идеологами hi-tech считаются: Норман Фостер, Николас Гримшоу и Джеймс Стирлинг. Норман Фостер  два года учился в Школе архитектуры Йельского университета, где получил ученую степень магистра и познакомился с Ричардом Роджерсом.

Течение, родившееся из совместных с Ричардом Роджерсом и другими соучениками по Йельскому университету проектных экспериментов, благодаря методической проработке и развитию в последующих сооружениях Нормана Фостера, после изначального недоверия, стало общепризнанным мировым архитектурным стилем. И, зачастую, многие крупные коммерческие организации стали формировать свой имидж благодаря использованию концепции hi-tech в проектировании своих офисных и производственных помещений. Начали преобладать трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания. Популярными стали серебристо-металлические цвета, применение конструкций из стекла.

небоскреб Hearst TowerНебоскреб Hearst Tower (архитектор Норман Фостер)

Основные черты направления

Основные особенности и черты стиля высоких технологий выражены:

  • В использовании технологических решений в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Основой стиля становится упор на функциональность.
  • В максимальном ограничении использования декоративных элементов.
  • В предпочтении стеклу, металлу, пластику, бетону и другим искусственным покрытиям. Стиль хай-тек в архитектуре противостоит направлениям, использующим натуральные материалы.
  • В широком использовании серебристо-металлического цвета.
  • В преобладании простых форм и прямых линии.Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В экспериментах с освещением, что в сочетании с зеркальными поверхностями зданий создает эффектное мерцание. Децентрированное освещение создает эффект просторного, хорошо освещенного помещения.
  • В высоком прагматизме в планировании пространства.
  • В виде исключения жертвования функционалом в угоду дизайну.

Соответственно,  требования к таким архитектурным сооружениям (к декоративно-художественному оформлению и объемно-планировочному решению) предъявлялись несколько другие, нежели к постмодернизму. Тут имеет место и минимализм в геометрии и преобладание прямых, правильных геометрических форм, минимальное количество или отсутствие напрочь декоративных (особенно монументальных) элементов-украшений.

прямые геометрические формыПрямые формы в архитектуре

Неприглядные технические детали больше не прячут. В век высоких технологий они становятся, скорее, украшением (использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания). Вентиляционные шахты и трубопроводы декорируются, окрашиваются в разные цвета, а потому подобные конструкции не только не портят общего впечатления от сооружения, но и имеют эстетическую ценность.

Hi — tech материалы в архитектуре

Всю суть данного направления отображает его же название, так как в переводе с английского оно обозначает «высокие технологии». То есть архитектура хай-тек следует новым стандартам и правилам строительства, с применением новых строительных материалов и элементов каркасов конструкций.

Дело в том, что как правило используются швеллера, тавры и двутавры (их называют элементами открытого сечения) для набора каркаса зданий, но в данном случае они не применяются – применяются трубы с круглым и/или прямоугольным сечением. Кроме этого, имеется внедрение системы специальных жестких  и тросовых элементов, помимо применяемых традиционных несущих конструкций рам и ферм.

Материалы, с помощью которых реализуются проекты данного направления,  имеют сугубо искусственное происхождение. Так, в противовес направлениям, использующим натуральные материалы, здесь преобладает стекло, пластик, бетон, металлические прокатные и профилированные детали и конструктивные элементы. При этом проектирование зданий происходит с упором на функциональность, даже конструктивные элементы сооружений практически не скрываются.

hi-tech фасады домовhi-tech фасады домов

Что касается материалов для наружной отделки, то фасад в стиле хай тек выполняется исключительно сухим способом. Применяется система каркасов и обшивных панелей и специальных стекол, которые монтируются на крепежные зажимные или винтовые элементы. Сам же каркас, к которому монтируются эти панели, состоит из специальных металлических профилей. Эта конструкция гораздо быстрее в выполнении и проще, нежели штукатурные, так называемые «мокрые» фасады. Преимущественно облицованные стеклом сооружения данного стиля являются дочерним направлением «слик-тек».

Стиль хай-тек в архитектуре выделяется высотой, яркостью, зеркальным отражением света, строгостью форм. Среди таких сооружений чаще всего встречаются торговые, торгово-развлекательные центры, бизнес-центры, крупные административные центры и другие коммерческие зоны. Реже встречаются высотные жилые здания данного направления, так как изначально функциональность и другие показатели их направлены преимущественно на коммерческое строительство.

подписка на дзен

Хай-тек (стиль) — это… Что такое Хай-тек (стиль)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Хай-тек.

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Истоки

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность[1]. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.

Ранний хай-тек

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре

[2].

Современный хай-тек

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты

  • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Использование прямых линий и форм.
  • Широкое применение стекла, пластика, металла.
  • Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.
  • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
  • Широкое использование серебристо-металлического цвета.
  • Высокий прагматизм в планировании пространства.
  • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

Примечания

  1. Jenks C. Current architecture. London, 1982.
  2. Architectural Design. № 1/2. London, 1988.

Литература

  • Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.
  • Рябушин А. В., Шукурова А. Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. М., 1986.
  • Modern British architecture since 1945. London, 1984.

Ссылки

Хай-тек (стиль) — это… Что такое Хай-тек (стиль)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Хай-тек.

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Истоки

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность[1]. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.

Ранний хай-тек

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре[2].

Современный хай-тек

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты

  • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Использование прямых линий и форм.
  • Широкое применение стекла, пластика, металла.
  • Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.
  • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
  • Широкое использование серебристо-металлического цвета.
  • Высокий прагматизм в планировании пространства.
  • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

Примечания

  1. Jenks C. Current architecture. London, 1982.
  2. Architectural Design. № 1/2. London, 1988.

Литература

  • Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.
  • Рябушин А. В., Шукурова А. Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. М., 1986.
  • Modern British architecture since 1945. London, 1984.

Ссылки

Архитектурный стиль Хай-тек | Деловой квартал

Стиль «хай-тек» сложился в архитектуре и дизайне в 1970-х гг. Ши­рокое распространение получил уже в 1980-е годы, хотя его основы, как считают некоторые искусствоведы, были заложены еще в XIX в. Джозефом Пакстоном (Хрустальный дворец) и Гюставом Эйфелем (Эй­фелева башня).

Хай-тек представлял собой своеобразное отражение всех достижений науки и техники XX в. Его основоположниками были в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Большой вклад в становление и развитие концепций хай-тека внесла группа «Аркигрэм», которая применяла идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг в архитектурных сооружениях. Также важное значение имели работы Б. Фуллера (геодезические купола), О. Фрея (разработка кинетических структур) и Я. Чернихова (здания со стержневыми несущими стальными конструкциями и элементами инженерных систем и оборудования).

Особенности стиля Хай-тек

Чарльз Дженкс относил хай-тек к позднему модернизму со всеми присущими ему чертами: прагматизмом, сложной простотой, технологичностью, гиперболой, монументальностью. Для данного стиля были характерны использование простых линий и фигур, частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма, прагматизм в планировании пространства, широкое применение стекла, трубчатых металлических конструкций, лестниц, выведенных за пределы здания, децентрированное освеще­ние. Цветовая гамма представлена в основном белым, серебристым и металлическими цветами.

Штаб-квартира «Фуджи-ТВ» в Токио. Архитектор - К Танге. Строительство 25-этажного здания странного футуристического вида продолжалось в течение трех лет. Самая примечательная часть сооружения металлический шар диаметром 52 метра весом около 1200 т. Шар собрали на земле и подняли на высоту 125 м. Сфера служит смотровой площадкой, откуда открывается живописный вид на Токийский залив.

Штаб-квартира «Фуджи-ТВ» в Токио. Архитектор – К Танге. Строительство 25-этажного здания странного футуристического вида продолжалось в течение трех лет. Самая примечательная часть сооружения металлический шар диаметром 52 метра весом около 1200 т. Шар собрали на земле и подняли на высоту 125 м. Сфера служит смотровой площадкой, откуда открывается живописный вид на Токийский залив.

Архитекто­ры хай-тека часто включали элемен­ты инженерного оборудования, такие как воздуховоды, вентиляционные шахты и трубопроводы в композицию сооружения. Использовались и комбинированные системы из жест­ких и тросовых элементов.

Примером сооружения в стило хай-тек было здание Конгресс холла в Берлине архитекторов Р. Шуллер и У. Шуллер-Витте. Благодаря алюминиевым наружным стенам устройству в них светопроемов это здание напоминало корабль. Продольные фермы – диафрагмы были увеличены по высоте и сечениям элементов. Перед зданием была установлена скульптура в виде соединения алюминиевых «колбас» подчеркивавшая геометрию сооружения.

Берлинский международный конгресс-центр

Берлинский международный конгресс-центр

Еще одной работой  в стиле хай-тек можно назвать здание банка в Мюнхене, построенное в 1982 г. архитекторами В. и Б. Бетц. При его возведении применялись остержневые элементы закрытого сечении с целью подчеркнуть «техничность» проекта. Вертикальные не­сущие трубы большого сечения были вынесены на всеобщее обозрение.

Пожалуй, наиболее ярким и зна­чимым творением в стиле хай тек был построенный в 1972 – 1979 гг. по проекту архитекторов Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помниду на площади Бобур  Париже.

Изначально проект подвергся жесткой критике, но к 1990-м годам, возмущение улеглось, и Центр Жор­жа Помпиду наряду с Эйфилевой башней стал одним из символов города.

Центр Жоржа Помпиду в Париже. Построен по новаторскому проекту Р. Пияно и Р. Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Сооружение хоть и имеет строгий прямоугольный объем, но общий силуэт его нечеток. А из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транс­портных систем создается впечатление, что здание вывернуто наизнанку.

Центр Жоржа Помпиду в Париже. Построен по новаторскому проекту Р. Пияно и Р. Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Сооружение хоть и имеет строгий прямоугольный объем, но общий силуэт его нечеток. А из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транс­портных систем создается впечатление, что здание вывернуто наизнанку.

 

При проектировании Центра архитекторы использовали принцип создания свободного пространства Мис вен дер Роэ. Здание имело 50 м в ширину. Каждый его наземный этаж был перекрыт стальной фермой, которая опиралась на наружные решетчатые опоры. Для демонс­трации картин и книг был устроен пятидесятиметровый пролет, из-за чего половину объема здание заняли межферменные пространства. Вит­ражные наружные стены не соответствовали требованиям организации экспозиции, поэтому за ними надо было устанавливать дополнительные глухие стенки. Сооружение хотя и имело строгий прямоугольный объем, но его силуэт был нечеток. Нечет­кости добавляли еще и избыточное число продольных крестовых связей и вынесенные на фасад разноцветные трубопроводы внутренних инженерных систем. Картину довершала размещенная вдоль главного фасада прозрачная пластмассовая труба, в которой нахо­дился эскалатор. Изначально эскала­тор предполагалось использовать для перемещения по этажам, но сегодня он служит для обзора бесчисленных достопримечательностей Парижа.

Из-за вынесенных на фасад всех конс­труктивных, инженерных и транспор­тных систем создавалось ощущение, что здание вывернуто наизнанку.

Первые сооружения в стиле хай-тек появились в Англии лишь в 1980—1990-х гг. (здание компании Ллойда, 1986 г.). Это было связано с тем, что принц Чарльз поддерживал новых клас­сицистов, а не архитекторов хай-тек. Он считал, что подобные сооружения никак не вписываются в облик города.

Постепенно в развитии стиля хай-тек выделились две тенденции: усложнение внешнего облика здания техническими и технологическими эле­ментами и стремление к тектоничес­кой ясности сооружения.

Примером первой тенденции было построенное в 1986 г. архитектором Р. Роджерсом здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити. Трехпролетное с металлическим каркасом сооружение имело 12 этажей с четко выделенной объемно-планировочной структурой. Центральный атриум перекрывали стальные полуциркульные арки. Ко­лонны каркаса были выполнены из круглых стальных труб, а между­этажные перекрытия устраива­лись по металлическим балкам.

 Здание «Уиллис» на фоне застройки Сити.

Постепенно к зданию были пристро­ены многочисленные помещения для размещения коммуникаций, лифтов, лестниц и технологических балконов, все это придало зданию задуманный техничный силуэт.

Приверженцем второй тенденции развития хай-тека был английский архитектор Фостер, в 1986 г. в Гон­конге по его проекту было построено здание высотного офиса банковской корпорации Шанхай—Гонконг. Оно имело ствольно-мостовую конструк­тивную систему. Каждая из опор состояла из четырех колонн круглого трубчатого сечения, которые объ­единялись жесткими перемычками в полый стержень — ствол. Стволы объединялись однопролетными двух­консольными выполненными из труб чередующимися фермами высотой в два этажа. Фермы имели пролет в 38,4 м, в середине которого распола­гались стальные подвески и несущие конструкции междуэтажных перекры­тий. Подобная система обеспечила свободу планировки рабочих этажей банка в пролете свыше 38 м.

Внешний вид HSBC Building. Гонконг

Между четырьмя парами стволов были сде­ланы три пространственных слоя без опор. Шанхай—Гонконг представлял собой три одинаковых по толщине сооружения в 28, 35 и 41 этаж с четким структурным образом, что в корне отличало его от Центра Жоржа Помпиду и здания страховой компа­нии Ллойда. Здание даже сравнивали с готовящейся к запуску космической ракетой. Подобное сравнение было неслучайным. Фостер говорил: «Мы пользовались опытом группы, которая проектировала самолет “Конкорд”, практикой военных учреждений, зани­мающихся созданием мостов, спо­собных выдержать нагрузки от тан­ков, достижениями авиастроительных фирм, особенно американских».

К концу 1990-х гг. второе направ­ление развития хай-тека полностью вытеснило первое. В 1997 г. по проекту Роджерса было построено здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге. Основ­ным стремлением архитектора стало создание величественного, но не помпезного сооружения, которое бы отражало демократическую направ­ленность организации. Симметрия в композиции здания отсутствовала. Административная часть суда располагалась на берегу водоема и повторяла очертания береговой линии. Сооружение было расчленено горизонтальным поэтажными ленточными тягами, усеченными по высоте к вертикальному объему для соединения административного корпуса с залами судебных заседаний.

здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге

здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге

 

Центром композиции являлись два зала судебных заседании. Они представляли собой два глухих алюминиевых цилиндра со скошен­ным верхом, обращенных друг к другу повышенными сторонами и поднятых над землей. Несмотря на сложность композиции, в здании Европейского суда четко прослежи­валась лишенная ненужных усложне­ний архитектурная форма. Холодный алюминиевый блеск облицовки сочетался с теплым красным цве­том Ч-образных связей на фасадах залов заседаний и технологических надстроек.

С 1980-х годов здания в стиле хай-тек являлись элитными сооружениями. Ч. Дженкс даже назвал их «банковскими соборами». Престижные фирмы стремились иметь офисы в подобных сооружениях.

Направления стиля Хай-тек

 

В стиле выделялись несколько различных направлений. Например, индустриальный хай-тек. Он основывался на использовании элементов промышленного назначения: сочленений, зклепок, металлических и стеклян­ных деталей, а также арматуры, труб и перемычек, то есть всего того, что применялось при проектировании фабрик, заводов и ТЭЦ. На всеобщее обозрение выносились коммуника­ции и перекрытия.

Другим направ­лением был геометрический хай-тек. Ему было присуще чередование простых и сложных геометрических форм. Архитекторы часто исполь­зовали базовые стержни, тросы и растяжки. Примером подобного стиля была построенная в 1981 г. архитектором Дональдом Кроном и инженером Варгоном Чапмэном трехсотметровая Сиднейская башня.

Сиднейский оперный театр Йорна Утзона

Био-Тек

Самым современным направлением считался био-хай-тек. Подражая жи­вой природе, он пытался не спорить с ней, а найти взаимопонимание. Такая архитектура гармонировала с окружающим ландшафтом, используя природные части как продолжение здания. Например, одна часть дома могла являться естественной скалой а из пола могло расти дерево, являвшееся одновременно и элементом декора и несущей конструкцией.

Однако заимствование природ­ных форм не всегда было умес­тным, т. к. при проектировании сооружений появлялись нефункциональные зоны. На сегодняш­ний день данное архитектурное направление еще до конца не сформировалось. Пока исследо­вательская составляющая преоб­ладает над практической.

Николас Гримшоу

Британский архитектор Николас Гримшоу родился 9 октября 1939 г. Учился в Эдинбургском колледже искусств, а потом в лондонской архитектурной академии. В течение 14лет работал вместе с Терри Фаррелом. Наиболее яркой работой архитектора был ботанический сад  «Эдем» в графстве Корнуолл, расположившийся на рекультивированной территории карьера, где раньше добывался каолин. Идея проекта принадлежала Тиму Смиту, а его практическая реализации легла на плечи инжиниринговой компании «Энтони Хант и партнеры».

Проект «Эдем» в  Корнуолле — садовый комплекс, состоящий из двух оранжерей, представляющих собой соединенные геодезические купола, под которыми произрастали растения со всего мира.

Проект «Эдем» в  Корнуолле — садовый комплекс, состоящий из двух оранжерей, представляющих собой соединенные геодезические купола, под которыми произрастали растения со всего мира.

Купола выполнены из сотен шестиугольников и несколь­ких пятиугольников, каждый из которых изготовлялся из прочного светопроницаемого пластика. В оранжереях были воссозданы определенные природные комплексы: в пер­вой — тропический климат, во второй — средиземноморс­кий. После двух с половиной лет строительства в 2001 г. сад распахнул свои двери для посетителей.

Среди основных работ Н. Гримшоу необходимо отметить международный железнодорожный вокзал Ватерлоо в Лондоне (1993 г.), Национальный космический центр Великобритании в Лестере (2001 г.) и мост Хеермы. в Амстердаме (2001 г.). Архитектор также проектировал для Мельбурна, Парижа, Ливерпуля, Берлина и др.

Башня Мэри-экс

 Башня «Мэри-Эк»

Башня Мэри-Экс была построе­на в 2004 г. в Лондоне по проекту архитектора Нормана Фостера на месте Балтийской биржи, поврежденной в результате теракта 1992 г. Ирландской республиканс­кой армией. В ней расположилась штаб-квартира компании Swiss Reinsurance. Фостер стремился по максимуму использовать природ­ные ресурсы, поэтому на обслужи­вание его 40-этажного здания ухо­дило вдвое меньше электроэнер­гии. Это был первый экологический небоскреб. Его конструкция пред­ставляла собой сетчатую оболочку с центральным опорным основанием. Нижние этажи были доступны для всех посетителей, а верхние — отданы ресторанам.

За зеленоватый оттенок стекла и характерную фор­му небоскреб был прозван «огур­цом». Возведение здания обошлось в 400 млн долларов. В 2003 г. проект удостоился ежегодной пре­мии Emporis Skyscraper Award, а в 2004 г. — премии Джеймса Стир­линга. В 2007 г. компания Swiss Reinsurance продала небоскреб за 1,18 млрд долларов немецкой IVG Immobilien и инвестиционной фирме Evans Randall, оставшись его глав­ным арендатором. (Подробнее про башню Мэри-экс).

Смотрите также:

Хай-тек (стиль) — это… Что такое Хай-тек (стиль)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Хай-тек.

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Истоки

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность[1]. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.

Ранний хай-тек

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре[2].

Современный хай-тек

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты

  • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Использование прямых линий и форм.
  • Широкое применение стекла, пластика, металла.
  • Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.
  • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
  • Широкое использование серебристо-металлического цвета.
  • Высокий прагматизм в планировании пространства.
  • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

Примечания

  1. Jenks C. Current architecture. London, 1982.
  2. Architectural Design. № 1/2. London, 1988.

Литература

  • Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.
  • Рябушин А. В., Шукурова А. Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. М., 1986.
  • Modern British architecture since 1945. London, 1984.

Ссылки

Мебель в стиле хай-тек, характерные черты, основные цвета

На чтение 6 мин. Просмотров 64

Хай-тек зародился во второй половине прошлого века и пользуется популярностью у людей разной возрастной группы. Основа направления — организация практичного пространства. Домашняя мебель в стиле хай-тек компактна, функциональна, отличается простыми формами. Ее легко узнать по обилию хромированных и стеклянных деталей.

Концепция стиля

Хай-тек подразумевает проникновение индустриальной эстетики внутрь жилища. Стиль можно назвать брутальным, ведь его основу составляют простые и грубые конструкции без декора. Но он не лишен изящества, скрытого в стеклянных, металлических элементах. Грамотно выстроенное освещение усиливает эффект гладких фактур.

Характерными чертами стиля хай-тек являются:

  1. Многофункциональность. Задействуются трансформирующаяся мебель, раздвижные перегородки, «умная» техника.
  2. Эргономичность. Удобство присутствует во всем — в организации пространства, строении мебели, расположении источников света.
  3. Минимализм. Никаких излишков — оправданное количество предметов обстановки и техники, лаконичность форм, скромные габариты, минимум декора и цвета.

В хай-теке отсутствуют украшения в классическом понимании, их функцию выполняют элементы инженерного оснащения: трубы, кабели, крепежи, болты. На первый план выходят игра фактур, а также цветовые контрасты. Неотъемлемая составляющая стиля — футуристичные материалы и техника с расширенной функциональностью.

Особенность стиля — черно-белая палитра. Таким образом создается холодный или нейтральный тон интерьера. Красный, синий, оранжевый и другие чистые цвета используются только в качестве акцентов.

Пропитанный промышленной эстетикой хай-тек хорошо сочетается с уютным экостилем.

Мебель в интерьере

Интерьер наполнен эргономичной мебелью, ведь основная идея заключается в повышенном комфорте и высвобождении пространства. Складные столы, встроенные полки и шкафы, диваны-трансформеры — неотъемлемые атрибуты стиля. Мебель, максимально соответствующую дизайну интерьера, изготавливают на заказ.

Основными отличиями предметов меблировки считают:

  • простоту конструкции;
  • минимум деталей;
  • прямые линии;
  • отсутствие классического декора;
  • качественное исполнение;
  • новейшие материалы;
  • гладкую фактуру;
  • однотонный окрас.

Ярко подчеркивает стиль мебель, изготовленная с применением последних технологий. Это могут быть диван, раскладывающийся при помощи пульта управления, или шкаф, открывающийся хлопком ладоней. Приветствуются нестандартные дизайнерские изделия без лишней вычурности.

Кухонные гарнитуры

Благодаря использованию практичных высококачественных материалов кухонные гарнитуры отличаются прочностью, долговечностью. Вся утварь компактно располагается на полках, крючках, в ящиках и корзинах. Ее прикрывают глянцевые фасады основного или контрастного цвета. Интересны варианты без ручек, открывающиеся нажатием.

Визуально расширить маленькую кухню можно, установив гарнитур в цвет стен.

Зонированное освещение создают с помощью мебельной светодиодной подсветки. Мелкую технику прячут в модули для хранения, крупная (стиральная и посудомоечная машина, духовой шкаф, микроволновая печь) становится частью гарнитура. Вертикальные или горизонтальные мебельные жалюзи помогают скрыть полки с кухонными принадлежностями.

Хай-тек не приемлет использования дерева, поэтому стандартный обеденный стол — стеклянный. Он может быть успешно дополнен или заменен барной стойкой. Прочные пластиковые или металлические стулья имеют простую, но нестандартную форму.

Спальня

Главный атрибут спальни — прямоугольная кровать с ортопедическим матрасом. Нередко она оснащена подсветкой, а также системой регулировки высоты и наклона спинки. Повышение функциональности обеспечивают встроенные в кровать ящики для хранения белья.

Дополнительные предметы мебели не перегружают комнату, а способствуют визуальному расширению пространства. Кроме кровати в спальне можно установить:

  • встроенный шкаф-купе с фасадом из матового или зеркального стекла;
  • вместительный комод простой конструкции;
  • прикроватные тумбы или полки;
  • одно или два кресла высокой комфортности;
  • кофейный стеклянный столик.

Специалисты советуют быть осторожными с применением ярких акцентов в спальне — это может мешать полноценному отдыху, перегружая психику.

Гостиная

Гостиная в стиле хай-тек не перегружена мебелью. Здесь находят место металлические стулья с тканевой или кожаной обивкой, незатейливо оформленные тумбы, круглые и прямоугольные столики из стекла. Фасад шкафа-купе зеркальный или однотонный глянцевый. Нередкие атрибуты — стеклянные стеллажи и встроенные полки во всю стену. Отлично вписываются модульные варианты мебели.

Кресла и диваны негромоздкие, нередко оснащены системой регулировки для комфортной эксплуатации. Диван может трансформироваться в столик или убираться в стену. Стиль хай-тек подразумевает обивку мягкой мебели из ткани или заменителя кожи. Акценты могут создавать цветовые сочетания, хромированные детали, контраст фактур или зональная подсветка.

Всего одна мелкая деталь способна нарушить гармонию стиля хай-тек, например, цветной коврик, картина, кружевная салфетка, хрустальная ваза.

Прихожая

Важная особенность мебели хай-тек для прихожей — хорошая вместительность при скромных габаритах. Стеклянный или однотонный глянцевый фасад шкафов визуально расширяет пространство. Совершенно не соответствует стилю открытая вешалка, вносящая непозволительную небрежность и нагромождение.

Прихожую оснащают комодом и встроенными шкафами с раздвижными системами. Мебель дополняют разнообразной фурнитурой: полками, ящиками, корзинами, крючками и штангами, которые позволяют хранить вещи комфортно и компактно. Монотонное оформление наиболее подходит для данной части квартиры. Акцентные элементы применяют осторожно, обходясь возможным минимумом.

Ванная комната

Главный принцип дизайна ванной комнаты в стиле хай-тек — ничего лишнего. На виду остаются только предметы первой необходимости. Все остальное прячут в компактные, но вместительные шкафы. Исключены яркая фурнитура, декор, рисунки, орнаменты. Акценты создают за счет технических деталей и подсветки.

Небольшое замкнутое пространство ванной комнаты необходимо визуально расширить. Хорошо работают такие приемы:

  • полки и тумбы из стекла;
  • глянцевая отделка мебели;
  • светлые тона фасадов;
  • элементы из хромированного металла.

Ванная комната требует тщательно продуманного освещения. Простая по конструкции мебель в таком случае становится более интересной.

Материалы и цвет

Основные материалы стиля хай-тек: стекло, глянцевый пластик, хромированный металл. Допускается минимальное количество дерева. Обивка мебели выполняется из современной синтетической ткани или экокожи. Фактурная отделка не приветствуется. Эффектным приемом для декорирования корпусной мебели считается комбинирование матовых поверхностей с глянцевыми.

Доминирующие цвета — белый, черный, а также производный оттенок — серый. Из-за этого интерьер имеет холодный тон. Чтобы сделать его теплее, допускается дозированное использование коричневого в темных или светлых оттенках. Для создания акцентов подходят только чистые цвета. С их помощью выделяют: подушки на диване, кресла, стулья, стол, фрагменты мебели. Не рекомендуется применять сразу несколько цветов в одном помещении.

Хай-тек создан для тех, кто любит простор и комфорт. Удобная и многофункциональная мебель повышает качество работы и отдыха. Отсутствие навязчивого декора способствует рождению новых идей. Внедрение новейших технологий повышает жизненный комфорт, упрощая бытовые задачи.

СтеклоХромированный металлПластикЭкокожаПолиэстер

Видео

Фото

Хай-тек (стиль) — это… Что такое Хай-тек (стиль)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Хай-тек.

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Истоки

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность[1]. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.

Ранний хай-тек

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре[2].

Современный хай-тек

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты

  • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Использование прямых линий и форм.
  • Широкое применение стекла, пластика, металла.
  • Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.
  • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
  • Широкое использование серебристо-металлического цвета.
  • Высокий прагматизм в планировании пространства.
  • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

Примечания

  1. Jenks C. Current architecture. London, 1982.
  2. Architectural Design. № 1/2. London, 1988.

Литература

  • Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.
  • Рябушин А. В., Шукурова А. Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. М., 1986.
  • Modern British architecture since 1945. London, 1984.

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *