8-3842-33-85-00 - магазин жидких обоев

г. Кемерово, Рынок "Привоз" бокс №1

Дсп это википедия: ДСП — Википедия – ДСП — Викисловарь

Содержание

ДСП — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

Аббревиатура, неизменяемая. Используется в качестве существительного женского, среднего рода.

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. сокр. от древесно-стружечная плита ◆ Экологическая чистота достигается за счет отказа от ДСП и применения нетоксичного лака. «Буклет «Карельская береза»», 2004 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног», ― мода на разрушения, к счастью, прошла: столы красного дерева перестали выставлять на помойки, предпочитая им модный пластик и ДСП. Исторические ценности, «2004» // «Мир & Дом. City» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Такие пилы позволяют обеспечить качественный раскрой как массива, так и ДСП. Ольга Бережная, «Новый каталог фирмы Freud», 2003 г. // «Мебельный бизнес» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Дело в том, что при изготовлении таких кабинетов допускается использование различных материалов ― это и ламинированная ДСП, и МДФ, и шпонированные панели, и элементы массива.
    Елена Давыдова, «Классики и современники», 2003 г. // «Карьера» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    ◆ Матрас должен быть жестким и из натуральных материалов, а сама кровать ― из настоящего дерева. ДСП ― это мертвый материал. Он смешан с клеем, синтетическими средствами, и даже на ощупь не напоминает структуру дерева. Наталья Манушкина, «ЦИ-ркуляция нежности», 2003 г. // «Семейный доктор» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Шкаф был новый, большой и странноватый, дверцы из идеально отлакированного натурального дерева даже с чем-то вроде резьбы, довольно лаконичной, правда, в основном вокруг узкого длинного зеркала, боковины и дно из ДСП, а задняя стенка и вовсе из двух листов раскрашенного под древесину картона, кое-как скрепленных пластмассовой полоской.
    Гоар Маркосян-Каспер, «Кариатиды», 2003 г. // «Звезда» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    ◆ Нанести зубочисткой или лезвием ножа между слоями, сдавить, излишек убрать влажным тампоном, затем наложить с двух сторон полиэтилен (можно обернуть обычным «файликом»), металлические пластины (ламинированное ДСП, линейки и т. д. коллективный, «Реставрация книг. Переплетное дело», 2010 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
  1. древесно-стружечная плита
Антонимы[править]
  1. натуральное дерево
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
  1. ЛДСП
Согипонимы[править]
  1. ДВП, МДФ

Перевод[править]

Анаграммы[править]

Библиография[править]

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х годов / Под ред. Е. А. Левашова. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1997.

ЛДСП Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Плита. Не путать с «Древесно-слоистыми пластиками», которые имеют официальную аббревиатуру ДСП, поскольку такой же аббревиатурой могут неофициально обозначаться и древесно-стружечные плиты, полное правильное сокращение для которых — ДСтП. Древесно-стружечная плита Среди хлама в нише для белья также лежат доски из ДСП. Эти же доски вставлены в крышку кровати взамен сломанных ДВП. Из ДСП также изготовлены шкаф (видна часть его стенки на заднем плане) и тумбочка

Древе́сно-стру́жечная плита́ (официальная аббревиатура — ДСтП[1][2], неофициально — ДСП[3]) — листовой композиционный материал, изготовленный путём горячего прессования древесных частиц, преимущественно стружки, смешанных со связующим веществом неминерального происхождения с введением при необходимости специальных добавок
[4]
(6—18 % от массы стружек) на одно- и многоэтажных периодических прессах 0,2—5 МПа, 120—190 °C)[5] или в непрерывных ленточных, гусеничных либо экструзионных агрегатах.

История[ | ]

Древесно-стружечные плиты изготавливал ещё в 1930-х годах немецкий изобретатель Макс Химмельхебер. Первый коммерческий образец был изготовлен на фабрике в Бремене в 1941 году с использованием фенольных связующих и еловой крошки. Химмельхебер получил патент на современную древесно-стружечную плиту 27 января 1951 года и лицензировал свои патенты более чем 80 изготовителям[6].

В настоящее время плита является широко распространённым конструкционным материалом для производства мебели, применяется в строительстве и др. Годовое производство ДСтП в мире в 1978 году составляло 45 млн м³.

Изобретение плит позволило резко увеличить использование древесины: в 1930-х годах в Германии выход продукции деревообработки составлял лишь 40 % по весу от заготовленной древесины; в настоящее время отходы составляют менее 10 %[6].

Мировой спрос на ДСП растет (+4,3%), в период с 2012-2016 гг. спрос вырос с 75 до 88 млн куб. м. Основными потребителями ДСП в мире являются Китай, на который приходится четверть мирового потребления ДСП, и Европа, которая потребляет еще 40%. В 2012-2016 гг. наибольший рост потребления ДСП показали Китай — 14,8%, Северная Америка — 4,1% и Европа — 3,5%. В 2016 г. объем производства ДСП в России составил 6,6 млн куб. м при внутреннем потреблении равном 5,2 млн куб. м. Экспорт ДСП увеличился на 30% по сравнению с 2015 г. и составил 1,6 млн куб. м в 2016 г. Экспорт в страны СНГ — традиционный рынок сбыта российского ДСП — составил 81% от общего в 2016 г.

Свойства[ | ]

Плотность — 0,5—1,0 г/см³, набухание в воде — 5—30 %, предел прочности при растяжении — не менее 0,2—0,5

ЛДСП — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 апреля 2018; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 апреля 2018; проверки требуют 5 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Плита. Не путать с «Древесно-слоистыми пластиками», которые имеют официальную аббревиатуру ДСП, поскольку такой же аббревиатурой могут неофициально обозначаться и древесно-стружечные плиты, полное правильное сокращение для которых — ДСтП. Древесно-стружечная плита

Древе́сно-стру́жечная плита́ (официальная аббревиатура — ДСтП[1][2], неофициально — ДСП[3]) — листовой композиционный материал, изготовленный путём горячего прессования древесных частиц, преимущественно стружки, смешанных со связующим веществом неминерального происхождения с введением при необходимости специальных добавок
[4]
(6—18 % от массы стружек) на одно- и многоэтажных периодических прессах 0,2—5 МПа, 120—190 °С)[5] или в непрерывных ленточных, гусеничных либо экструзионных агрегатах.

История[ | ]

Древесно-стружечные плиты изготавливал ещё в 1930-х годах немецкий изобретатель Макс Химмельхебер. Первый коммерческий образец был изготовлен на фабрике в Бремене в 1941 году с использованием фенольных связующих и еловой крошки. Химмельхебер получил патент на современную древесно-стружечную плиту 27 января 1951 года и лицензировал свои патенты более чем 80 изготовителям[6].

В настоящее время плита является широко распространенным конструкционным материалом для производства мебели, применяется в строительстве и др. Годовое производство ДСтП в мире в 1978 году составляло 45 млн м³.

Изобретение плит позволило резко увеличить использование древесины: в 1930-х годах в Германии выход продукции деревообработки составлял лишь 40 % по весу от заготовленной древесины; в настоящее время отходы составляют менее 10 %[6].

Свойства[ | ]

Плотность — 0,5—1,0 г/см³, набухание в воде — 5—30 %, предел прочности при растяжении — не менее 0,2—0,5 МПа, предел прочности при изгибе — не менее 10—25 МПа, влажность — 5—12 %.[7]

Размеры[ | ]

Номинальные размеры плит по ГОСТ 10632-2014 и их отклонения:

ПараметрЗначение, ммПредельное отклонение, мм
Толщина>1,0 с градацией 1,0для шлифованных плит±0,3[8]
для нешлифованных плит−0,3 …+1,7
Длина>1800 с градацией 10± 5,0
Ширина>1200 с градацией 10± 5,0

Недостатки[ | ]

  • ДСтП класса эмиссии Е2, Е3, Е4 запрещены для производства мебели: связующие смолы, которые применяются при его производстве, выделяют вредный для человека формальдегид
    [9]
    . В производстве мебели допускаются только плиты с классом эмиссии Е1 и Е0,5[10].
  • Материал имеет ограниченную влагостойкость
  • Материал менее прочен, чем цельная или клеёная древесина ( на растяжение почти в 430 раз, при изгибе как минимум в 10 раз. Предел прочности дерева при растяжении = 130 МПа, изгибе = 100 МПа [11].)

Применение[ | ]

Применяются для изготовления корпусной, мягкой и другой мебели, строительных элементов (до широкого распространения гипсоволоконных (ГВЛ), гипсокартонных (ГКЛ) листов и ориентированно-стружечных плит (OSB) широко применялись в строительстве, в том числе в качестве опалубок, перегородок в помещениях, сухой штукатурки, в каркасно-панельном деревянном строительстве), вагонов и в производстве тары.

Плиты могут быть облицованы

ЛДСП Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Плита. Не путать с «Древесно-слоистыми пластиками», которые имеют официальную аббревиатуру ДСП, поскольку такой же аббревиатурой могут неофициально обозначаться и древесно-стружечные плиты, полное правильное сокращение для которых — ДСтП. Древесно-стружечная плита Среди хлама в нише для белья также лежат доски из ДСП. Эти же доски вставлены в крышку кровати взамен сломанных ДВП. Из ДСП также изготовлены шкаф (видна часть его стенки на заднем плане) и тумбочка

Древе́сно-стру́жечная плита́ (официальная аббревиатура — ДСтП[1][2], неофициально — ДСП[3]) — листовой композиционный материал, изготовленный путём горячего прессования древесных частиц, преимущественно стружки, смешанных со связующим веществом неминерального происхождения с введением при необходимости специальных добавок[4] (6—18 % от массы стружек) на одно- и многоэтажных периодических прессах 0,2—5 МПа, 120—190 °C)[5] или в непрерывных ленточных, гусеничных либо экструзионных агрегатах.

История

Древесно-стружечные плиты изготавливал ещё в 1930-х годах немецкий изобретатель Макс Химмельхебер. Первый коммерческий образец был изготовлен на фабрике в Бремене в 1941 году с использованием фенольных связующих и еловой крошки. Химмельхебер получил патент на современную древесно-стружечную плиту 27 января 1951 года и лицензировал свои патенты более чем 80 изготовителям[6].

В настоящее время плита является широко распространённым конструкционным материалом для производства мебели, применяется в строительстве и др. Годовое производство ДСтП в мире в 1978 году составляло 45 млн м³.

Изобретение плит позволило резко увеличить использование древесины: в 1930-х годах в Германии выход продукции деревообработки составлял лишь 40 % по весу от заготовленной древесины; в настоящее время отходы составляют менее 10 %[6].

Мировой спрос на ДСП растет (+4,3%), в период с 2012-2016 гг. спрос вырос с 75 до 88 млн куб. м. Основными потребителями ДСП в мире являются Китай, на который приходится четверть мирового потребления ДСП, и Европа, которая потребляет еще 40%. В 2012-2016 гг. наибольший рост потребления ДСП показали Китай — 14,8%, Северная Америка — 4,1% и Европа — 3,5%. В 2016 г. объем производства ДСП в России составил 6,6 млн куб. м при внутреннем потреблении равном 5,2 млн куб. м. Экспорт ДСП увеличился на 30% по сравнению с 2015 г. и составил 1,6 млн куб. м в 2016 г. Экспорт в страны СНГ — традиционный рынок сбыта российского ДСП — составил 81% от общего в 2016 г.

Свойства

Плотность — 0,5—1,0 г/см³, набухание в воде — 5—30 %, предел прочности при растяжении — не менее 0,2—0,5 МПа, предел прочности при изгибе — не менее 10—25 МПа, влажность — 5—12 %[7].

Размеры

Номинальные размеры плит по ГОСТ 10632-2014 и их отклонения:

ПараметрЗначение, ммПредельное отклонение, мм
Толщина>1,0 с градацией 1,0для шлифованных плит±0,3[8]
для нешлифованных плит−0,3 …+1,7
Длина>1800 с градацией 10± 5,0
Ширина>1200 с градацией 10± 5,0

Недостатки

  • ДСтП класса эмиссии Е2, Е3, Е4 являются токсичными для производства мебели: связующие смолы, которые применяются при его производстве, выделяют вредный для человека формальдегид[9];
  • Материал имеет ограниченную влагостойкость;
  • Материал менее прочен, чем цельная или клеёная древесина.

Применение

Применяются для изготовления корпусной, мягкой и другой мебели, строительных элементов (до широкого распространения гипсоволоконных (ГВЛ), гипсокартонных (ГКЛ) листов и ориентированно-стружечных плит (OSB) широко применялись в строительстве, в том числе в качестве опалубок, перегородок в помещениях, сухой штукатурки, в каркасно-панельном деревянном строительстве), вагонов и в производстве тары.

Плиты могут быть облицованы шпоном, бумагой, полимерными плёнками, пластиком.

Классификация

  • Конструкция: по количеству слоев ДСтП подразделяется на однослойный, трехслойный и многослойный.
  • Марка: в зависимости от показателей прочности на изгиб, деформацию, водостойкость, подверженность короблению и деформации ДСтП делится на 2 марки: Р2 и Р1[7].
  • Сорт: в зависимости от критериев внешнего вида плиты (трещины, сколы, окрашивание, пятна, выступы и углубления) плиты ДСтП делятся на 1-й сорт (дефекты не приемлемы кроме минимальных), 2-й сорт (допустимы крупные дефекты поверхности) и без сорта (кардинальные дефекты поверхности, используется в строительстве).
  • Наружный слой: выделяются плиты с мелкоструктурной поверхностью (возможна облицовка полимерными материалами), обычной (применяется облицовка шпоном) и крупнозернистой (используется в строительстве).
  • Уровень обработки поверхности: выделяется шлифованная и нешлифованная ДСтП.
  • Класс эмиссии формальдегида: по содержанию в 100 г сухой плиты ДСтП свободного формальдегида выделяются классы Е1 (менее 10 мг), Е2 (от 10 до 30 мг).
  • Водостойкость: кроме того, что плита марки Р2 обладает лучшими водостойкими свойствами (22 % деформации против 33 % у Р1 при погружении в воду на сутки), выделяется отдельный вид водостойкой ДСтП, предназначенной для производства мебели и специфических строительных работ.
  • Огнестойкость: при введении в состав ДСтП антипиренов плита приобретает огнестойкие характеристики. Сейчас[когда?] на территории РФ производство данного вида ДСтП не ведется.
  • Плотность: по плотности ДСтП делится на плиту малой плотности (менее 550 кг/м³), средней (550—750 кг/м³) и высокой (более 750 кг/м³).
  • По способу прессования: плоское или экструзионное прессование[10].

Разновидности ДСтП

Плита древесно-стружечная, облицованная плёнками на основе термореактивных полимеров

Сверление отверстия в мебельной детали из ламинированной ДСтП (ЛДСтП)

Плита древесно-стружечная, облицованная плёнками на основе термореактивных полимеровОшибка в сносках?: Неправильный вызов: ключ не был указан (неофициальное, часто используемое сокращение — ЛДСП) — древесно-стружечная плита, произведённая на основе высококачественной ДСтП, облицованная при повышенном давлении и температуре стойкой меламиновой плёнкой и иногда (у дорогих сортов плит древесно-стружечных, облицованные плёнками на основе термореактивных полимеров) покрытая специальным лаком, устойчивым к влаге и механическим повреждениям. Ламинирование обеспечивает хороший внешний вид, высокие потребительские качества и повышает физико-механические свойства. Плита древесно-стружечная, облицованная плёнками на основе термореактивных полимеров не требует дальнейшей отделки и широко применяется для производства мебели.

Экструзионная ДСтП

Древесные частицы в таких плитах расположены преимущественно перпендикулярно плоскости плиты, в результате чего эти плиты обладают низкой прочностью при изгибе перпендикулярно плоскости. В России производство экструзионных плит практически отсутствует. ДСтП экструзионного способа прессования делятся на трубчатые, полосовые, звукоизоляционные и противопожарные. Плиты существенно различаются по плотности, размеру, весу и стоимости. В частности, трубчатые экструзионные плиты используются при производстве межкомнатных дверей, так как имеют высокую степень звукоизоляции[11].

См. также

Примечания

  1. ↑ В. Е. Кузнецов Справочник мебельщика. Конструкции и функциональные размеры. Материалы. Технология производства. — М.: Лесная промышленность, 1985.
  2. ↑ А. А. Барташевич. Конструирование мебели. — Мн.: Современная школа, 2006. — ISBN 985-6751-31-4.
  3. ↑ Для обозначения этих плит используются обе аббревиатуры — ДСП (некорректно) и ДСтП (официально). Первый вариант встречается гораздо чаще, хотя в нормативных документах используется ДСтП (поскольку ДСП к тому времени уже использовалась для обозначения древесно-слоистых пластиков).
  4. ↑ ГОСТ 27935-88 «Плиты древесноволокнистые и древесностружечные. Термины и определения».
  5. ↑ Офицерова Л. И. Конструкции из дерева и пластмасс: курс лекций для студентов строительных специальностей. Ч. 2. — Томск: STT, 2006. — С. 94.
  6. 1 2 John I. Zerbem, Zhiyong Cai, George B. Harpole. An Evolutionary History of Oriented Strandboard (OSB) // United States Department of Agriculture, 2015.
  7. 1 2 ГОСТ 10632-2014 «Плиты древесно-стружечные. Технические условия»
  8. ↑ Как в пределах одной плиты, так и в партии плит
  9. ↑ В. Стрелков, В. Бардонов. С точностью до одной сотой?. // Мебельный бизнес № 1, 2013 г.
  10. ↑ Экструзионные ДСП — легко и изящно // «ЛесПромИнформ» № 6 (55), 2008.
  11. ↑ Экструзионные ДСП: анфас и в профиль // «ЛесПромИнформ» № 9 (58), 2008.

Литература

  • Химический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983—792 с.
  • Шварцман Г. М. Производство древесно-стружечных плит. 3-е изд. — М., 1977.
  • Справочник по производству древесностружечных плит. — М.: «Лесная промышленность», 1990.

Мебельное производство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 сентября 2017; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 сентября 2017; проверки требуют 7 правок.

Мебельное производство — сфера деятельности человека, направленная на производство мебели. Мебель может изготовляться как кустарным, так и промышленным способом.

Производство мебели является наиболее проблемным из всех известных видов производственных процессов[источник не указан 844 дня], в связи с тем, что в большинстве случаев невозможно продавать (производить) только лишь серийные изделия. Оно оснащено оборудованием, предназначенным для выполнения как узкоспециальных, так и широкого применения технологических операций — как правило, дорогостоящим и крупногабаритным, потребляющим большое количество электроэнергии.

Сборка мебели Деревообрезной станок 1939 года выпуска

Станки форматно-раскроечные[править | править код]

Форматно-раскроечный станок

Форматно-раскроечные станки являются одним из самых распространённых видов оборудования в мебельных цехах и используются для раскроя листовых материалов. С их помощью раскраивают листовые материалы как в продольном и поперечном направлении, так и под определённым углом. Форматно-раскроечные станки могут быть вертикального и горизонтального типа, что определяется позиционированием на рабочем столе раскраиваемой заготовки. Операция распила ДСП осуществляется посредством дисковой пилы. Плоскость дисковых пил на некоторых моделях может менять позицию от 90 до 45 градусов по отношению к плоскости рабочего стола.

Станки кромко-облицовочные[править | править код]

Кромко-облицовочные станки предназначены для отделки края мебельных щитов специальным кромочным материалом из шпон, ПВХ Кромку меламин в современном производстве применяют крайне редко так как она рассчитана на применение ручного инструмента — что в свою очередь замедляет процесс производства и снижает качество . Для облицовки прямолинейных, криволинейных и скошенных торцов детали требуются различные модификации оборудования.

Мебельный пресс[править | править код]

Мебельный пресс предназначен для облицовки термопластичной плёнкой и шпоном плоских поверхностей мебельных щитов и панелей из ДСП, МДФ, ДВП и фанеры. Существуют модификации мебельных прессов, посредством которых изготавливаются клеёные мебельные щиты из массива.

Станки фрезерно-копировальные[править | править код]

Фрезерно-копировальные станки рассчитаны на проведение различных фрезерных операций с ручной подачей; для выбора пазов, проушин и шипов в длинных и коротких деталях посредством специальной шипорезной каретки; для фрезерования фасонных деталей в соответствии с имеющимся шаблоном.

Станки сверлильно-присадочные[править | править код]

Сверлильно-присадочные станки являются незаменимым оборудованием при сверлении отверстий всех типов в плоскостях и торцах.

Обрабатывающие центры с ЧПУ[править | править код]

Обрабатывающие центры с ЧПУ — наиболее востребованное оборудование в цехах мебельных производств. Предназначено для фрезеровальных, гравировальных и сверлильных операций. Посредством концевых фрез и в полном соответствии с программой, на станки с ЧПУ заготовки из дерева, пластика и МДФ превращаются в сложные декоративные элементы, филёнчатые вставки и другие мебельные аксессуары любой степени сложности.

Станки калибровально-шлифовальные[править | править код]

Калибровально-шлифовальные станки являются оборудованием для финишной отделки заготовок из массива и мебельных щитов. Белое шлифование заготовок и щитов осуществляется с помощью специальных шлифовальных лент, имеющих разную степень зернистости.

Дежурный по железнодорожной станции — Википедия

Дежурный по железнодорожной станции. (США, 1943 год)

Дежурный по железнодорожной станции (ДСП) — сменный помощник начальника железнодорожной станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, контролем поездов на прилегающих к станции перегонах, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта сети железных дорог. Дежурный по станции является сменным руководителем на станции. Дежурный по станции — единственное лицо на станции, имеющее право принимать решения в области движения поездов.

  • Телеграфный шифр: ДСП (Д — движение, C — станция (ДС — станция, начальник станции), П — помощник), известны также расшифровки: Дежурный Сменный Помощник, Дежурный Стрелочного Поста, однако последняя расшифровка в корне неверная, и простой обыватель из-за этого может путать разные профессии — дежурный по станции, оператор при ДСП, оператор поста централизации, а также оператор стрелочного поста (при работе на децентрализованных участках станции, иначе говоря — на стрелках с ручным управлением)

ДСП является единоличным руководителем движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонах. Никто, кроме дежурного по железнодорожной станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве манёвров на путях, по которым следуют организованные поезда или с которых возможен выход на пути или маршруты следования поездов. Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по железнодорожной станции. В случаях, когда на станции имеется несколько районов управления, на каждый район управления ставится отдельный ДСП. При этом управление устройствами СЦБ на каждом районе управления осуществляется либо с одного пульта, разделенного на секции, оборудованные отдельными комплектами управления, либо на каждом районе управления уставнавливают отдельный пост электрической централизации.

В распоряжении дежурного по железнодорожной станции находятся локомотивы, вагоны, а также иной специализированный подвижной состав, восстановительные, снегоуборочные и пожарные поезда, постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. ДСП является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции. Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по железнодорожной станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения. Дежурный по железнодорожной станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнение плана перевозок. Категорически запрещается отвлекать дежурного по железнодорожной станции в период приготовления им маршрута приёма, отправления или проследования поезда, так как это может образовать угрозу безопасности движения поездов либо нести серьёзные последствия (срыв графика движения поездов и т.д.).

Дежурный по железнодорожной станции имеет право отстранить от работы подчиненного, если его оставление на дежурстве угрожает безопасности движения или влечет за собой срыв всей работы. Об этом он обязан немедленно доложить начальнику станции. Дежурный по железнодорожной станции несет полную ответственность за техническую работу станции и прежде всего за безопасность движения, выполнение графика и плана формирования, качество использования вверенных ему ресурсов. Он отвечает не только за себя, но и за своих подчинённых, если будет установлено, что их упущения явились результатом отсутствия требовательности и контроля с его стороны.

Дежурный по железнодорожной станции обязан четко знать и соблюдать Правила Технической Эксплуатации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по Сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, техническо-распорядительный акт станции, соответствующие должностные инструкции по службам (пути, сигнализации и связи, тяги и т. д.). ДСП Должен быть в курсе всех нововведений к документам, приказов и телеграмм, актуальных на длительный период времени, а также ставить в известность подчиненных ему работников обо всех изменениях, касаемо основной деятельности

Однако, только знание правил и технических документов не позволит дежурному по железнодорожной станции стать полноценным командиром, если он не изучил работников своей смены, не имеет навыков командования, и не научился искусству организации. Результаты работы дежурного по железнодорожной станции зависят от всего коллектива. Вот почему он должен уметь правильно руководить сменой, давать работникам четкие и ясные приказы, бдительно следить за их работой, контролировать её и предвидеть возможные нарушения и вовремя исправлять допущенные ошибки. Все знания и опыт дежурный должен направлять на то, чтобы обеспечить в течение дежурства соблюдение графика движения и плана формирования, все это в строгом соответствии и не в ущерб безопасности движения — главному закону транспорта.

Качественная работа дежурного по железнодорожной станции — одной из самых важных профессий на железнодорожном транспорте — залог безопасности пассажиров и перевозок грузов.

Дежурный по железнодорожной станции по той же системе работает и в метро. Пост дежурного находится около выхода со станции. Его обязанность контролировать вход и выход пассажиров, а на станциях глубокого заложения и поведение пассажиров на эскалаторе. С помощью специальных диэлектрических клещей Дежурный по станции метрополитена может без снятия напряжения с контактного рельса, поднимать предметы, которые пассажиры роняют на путь. Также оказывает помощь в чрезвычайных ситуациях.

Служебный статус дежурного по станции и его рабочее помещение[править | править код]

Дежурный по станции — имеет статус единственного полномочного командира на станции, он является — сменным помощником начальника станции, только он имеет право давать оперативные распоряжения, связанные с движением поездов на станции, никто, кроме дежурного по станции не имеет на это право, даже начальник станции не имеет право на руководство движения поездов без санкции дежурного по станции. Согласно Правил технической эксплуатации на железных дорогах, дежурный по станции — сменный помощник руководителя станции, но в основном в силу своих высоких полномочий, которые ему присвоены по должностной инструкции, он выступает как руководитель, который обязан руководить станцией так, чтобы не произошло угроз безопасности движения поездов и срыва графика движения поездов.

Помимо работы, связанной с управлением движением поездов, ДСП также занимается ведением документации, связанной с движением поездов. Например, при штатной работе всех устройств СЦБ, ДСП ведет записи в следующих документах:

  1. Журнал движения поездов формы ДУ-2. В нем содержится информация о поездах, которые передвигались по станции в определенный промежуток времени — время прибытия, проследования и отправления поезда, номер пути приема или проследования поезда, информация о массе состава, о наличии в составе вагонов с опасными грузами. Также в журнале ДУ-2 при приеме дежурства фиксируются показания кнопок-счетчиков расположенных на пульте ДСП, которые нажимаются в той или иной внештатной ситуации при работе станции.
  2. Журнал осмотра путей, устройств СЦБ и контактной сети формы ДУ-46. В нем содержится информация о состоянии всех устройств на станции, о всех неисправностях, имевших место при работе ДСП, способах их устранения, а также лиц, имевшими дело с этими неисправностями.

Для того, чтобы дежурный по станции мог беспрепятственно выполнять свою работу, для него оборудуют пост электрической централизации.

Пост электрической централизации — это помещение, в котором находится все оборудование для управления движением поездов. Главным рабочим инструментом дежурного по станции является пульт-табло, предназначенное для управления устройствами СЦБ. Также пост ЭЦ оборудуется устройствами связи с поездным диспетчером, поездами и работниками на станции, микрофоном громкоговорящей связи. Также, помимо рабочей зоны, пост ЭЦ оборудуется вспомогательными помещениями — раздевалками, комнатой отдыха, комнатой приема пищи, душевыми помещениями, туалетами и пр. На посту ЭЦ, помимо рабочего места ДСП, могут находиться рабочие места начальника станции, электромеханика СЦБ, пункт обогрева и приема пищи для составителей поездов и других работников, чье место работы находится на открытом воздухе, учебные помещения для студентов и практикантов, а также релейное помещение и мастерские для работы электромеханика. Если станция является участковой, то зачастую в здании поста ЭЦ может находиться место поездного диспетчера. Однако, в последнее время такая практика применяется все реже и для работы поездных диспетчеров оборудуются диспетчерские центры управления перевозками (ДЦУП).

Как было сказано выше, главным рабочим инструментом дежурного по станции является пульт — табло.

Пульт-табло представляет собой аппарат для управления всеми устройствами СЦБ на станции.

Пульт — табло бывают в различных исполнениях:

  1. Пульт-табло УП — 1,2 (Унифицированный Пульт первой и второй модификации), ныне не выпускаются. Состоит из единого корпуса с нанесенной на него мнемосхемой станции, органов управления устройствами СЦБ и амперметром. Также пульт оборудуется телефоном, часами и звонком взреза. Для удобства работы ДСП такой пульт дополняется выносным столом. Такие пульты ставили на небольшах станциях или разъездах, преимущественно с небольшим объемом поездной и маневровой работы.
  2. Пульт — табло типа ППНБ и ППНБМ (Пульт — табло Панельное Наклонное Блочное и Пульт — табло Панельное Наклонное Блочное Модифицированное). Также представляет собой единую конструкцию с мнемосхемой станции и кнопками управления устройствами СЦБ. Также пульт оборудуется телефоном, часами и звонком взреза. Данный вид пультов применяется на небольших станциях с количеством стрелок до 30 штук, метрополитенах, а также в учебных заведениях (ПТУ, колледжи, техникумы, ВУЗы) в качестве тренажеров для обучения будущих работников.
  3. Пульт — табло типа ТВБ и ТВБУ (Табло Выносное Блочное и Табло Выносное Блочное Унифицированное). Устанавливаются в комплекте с пультом — манипулятором ПМ — ЭЦ на крупных станциях с количеством стрелок от 30 штук. Представляет собой конструкцию в виде панели из блочных элементов, из которых набирается мнемосхема станции. Помимо мнемосхемы, на табло размещают вспомогательные кнопки, кнопки искусственной разделки маршрутов и др. Кнопки же управления стрелками и светофорами располагаются на пульте — манипуляторе.
  4. Пульт — манипулятор ПМ — ЭЦ (Пульт Манипулятор Электрической Централизации). Устанавливается вместе с выносными табло ТВБ и ТВБУ. Представляет собой устройство для управления стрелками и сигналами. Состоит из следующих секций: наборная панель, стрелочная секция, секция связи, секция вспомогательногь управления. Наборная панель предназначена для задания маршрута. На крупных станциях, в основном, реализована система маршрутного набора. Для набора маршрута необходимо нажать две кнопки — начало и конец маршрута. Наборная секция состоит из двух частей — маневровой и поездной. Кнопки управления светофорами имеют зеленый и красный цвет, а кнопки маневровых светофоров — белый.

Железнодорожная терминология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Железнодорожная терминология

  • А — серия паровозов (Паровоз А)
  • АБТЦ — автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры
  • Автоблокировка (автоматическая блокировка) — система автоматического регулирования интервалов между железнодорожными поездами, попутно следующими по железнодорожному перегону[1][2].
  • Автоведение — система частичного или полного автоматического управления поездом (происходит без непосредственного постоянного участия машиниста)[3].
  • Автомотриса — автономный железнодорожный вагон с собственным двигателем
  • Автосцепка — автоматическое сцепное устройство для сцепления между собой единиц подвижного состава.
  • АРС — Система Автоматического Регулирования Скорости
  • АЛСН — Автоматическая Локомотивная Сигнализация Непрерывного действия
  • АЛСР — Автоматическая Локомотивная Сигнализация с использованием Радиоканала
  • АЛСТ — Автоматическая Локомотивная Сигнализация Точечного съема информации
  • АСООД — Автоматизированная система обнаружения вагонов с отрицательной динамикой
  • Б — серия паровозов (Паровоз Б)
  • Багажный вагон
  • БМРЦ — система блочной маршрутно-релейной централизации управления движением поездов на станции
  • Боксование — проскальзывание колёсных пар тягового подвижного состава по отношению к поверхности рельса (поверхность качения колёсной пары имеет линейную скорость выше, чем поверхность рельса)
  • Балласт — минеральный сыпучий материал для балластной призмы[4][5].
  • Балластная призма
  • Буфер — ударное устройство, которое служит для амортизации (поглощения) продольных ударных и сжимающих усилий, возникающих в составе при движении поезда и при маневровой работе[6].
Глухое пересечение
  • Е — серия паровозов (Паровоз Е)
  • ЕДС — Единая Транспортная Система
  • ЕСР — Единая сетевая разметка
  • И — серия паровозов (Паровоз И)
  • І (И десятеричное) — серия паровозов (Паровоз І)
  • Изотермический вагон
  • ИДП — инструкция по движению поездов и маневровой работе, одна из трёх основных инструкций на железных дорогах СССР и России (наряду с ПТЭ и ИСИ)
  • ИСИ — инструкция по сигнализации, одна из трёх основных инструкций на железных дорогах СССР и России (наряду с ПТЭ и ИДП)
  • ИС — серия паровозов (Паровоз ИС)
Колёсная пара Осевая формула паровоза
  • О — серия паровозов (Паровоз О)
  • Одностороннее кольцо — способ организации быстрого разворота пассажирского транспорта, при котором скорость движения не отличается от обычной линейной.
  • Окно
  • Осевая формула локомотива — условное описание основных параметров экипажной части локомотива.
  • Остановочная платформа — платформа, проходящая параллельно железнодорожным путям, предназначенная для посадки и высадки пассажиров пригородных поездов.
  • Остановочный пункт — то же, что и остановочная платформа, однако посадка-высадка пассажиров может осуществляться и при отсутствии самой платформы
  • Остряк — элемент стрелочного перевода
  • Ось вагона или локомотива — элемент колёсной пары, служит для крепления на ней колёс.
  • Паровоз
  • ПС — Пост секционирования
  • ПМС — механизированное передвижное предприятие путево́го хозяйства
  • Платформа (вагон) — грузовой вагон открытого типа, предназначенный для перевозки длинномерных, штучных грузов, контейнеров и оборудования, не требующих защиты от атмосферных воздействий.
  • Поезд — сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы
  • Поездной диспетчер (ДНЦ)
Поворотный круг Путевые шурупы, или глухари (крепёжные изделия)
  • Подвижной состав — любые самоходные и несамоходные локомотивы и вагоны, все кроме грузов на своих осях.
  • Поворотный круг — устройство для разворота на 180° подвижного состава
  • Поворотный треугольник — соединение железнодорожных путей в виде треугольника, с помощью которого можно развернуть на 180° подвижной состав
  • Пожарный поезд
  • Ползун — плоский участок на поверхности катания колеса
  • Полувагон
  • Помощник машиниста (ТЧМП)
  • ПОНАБ — Прибор Обнаружения Нагретых Аварийно Букс
  • ПТЭ — правила технической эксплуатации железных дорог, основная инструкция на железных дорогах СССР и России.
  • Путевой шуруп (глухарь) — крепёжное изделие, вкручиваемое в шпалы.
  • Путевой энергопоглощающий упор — стационарный амортизатор, закрепляемый на торце тупиковой призмы и служащий для предупреждения выезда следующего на небольшой скорости поезда на тупиковую призму, что позволяет избежать повреждения тупикового упора и подвижного состава[9].
  • ПЭМ — поездной электромеханик[8].
Стрелочный перевод
  • С — серии паровозов (Паровоз С, паровоз Су)
  • САВПЭ — Система Автоматического Ведения Пригородного Электропоезда
  • САИПС — Система Автоматической Идентификации Подвижного Состава[10]
  • Светофор — устройство для видимой сигнализации на железных дорогах, подающее сигналы в любое время суток только светом огней (а именно, цветом, миганием, числом, расположением огней).
  • Светофорная сигнализация — часть сигнализации на железных дорогах и подобном рельсовом транспорте, выполненная на основе железнодорожных светофоров.
  • Семафор — средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах, оборудованных полуавтоматической блокировкой (или электрожезловой системой) и ключевой зависимостью стрелок и сигналов.
  • Сортировочная станция — железнодорожная станция для массового расформирования и формирования поездов
  • Сочленённый паровоз — паровоз, ходовая часть которого состоит из двух и более экипажей, которые размещены на поворотных тележках[11][12].
  • Спальный вагон
  • Стрелка (Стрелочный перевод) — элемент стрелочного перевода
  • Стрелочный электропривод
  • Струна (контактная сеть) — один из элементов контактной сети, удерживает контактный провод
  • Струна (СЦБ) — электрическая цепь БМРЦ, повторяющая схему станции
  • Сцепной вес локомотива — сумма всех нагрузок от движущих (сцепных) колёс локомотива на рельсы[13].
  • Ш — серия паровозов (Паровоз Ш)
  • Ша — серия паровозов (Паровоз Ша)
  • Ширина колеи
  • Широкая колея — путь железной дороги, ширина которой больше стандартных 1435 мм (4 фута 8½ дюймов).
  • Шлагбаум — устройство для быстрого преграждения и освобождения пути в виде поворачивающейся вокруг горизонтальной или вертикальной оси стрелы.
  • Шпалы
  • ШЧ — то же, что и Дистанция сигнализации, централизации и блокировки
  • ШЧ — Директор Дистанции Сигнализации и связи
  • Юз — проскальзывание колёсных пар тягового подвижного состава по отношению к поверхности рельса (поверхность качения колёсной пары имеет линейную скорость ниже, чем поверхность рельса)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *