Картины в греческом стиле — MOREREMONTA
Греческий стиль в интерьере относится к классике. Его характеризуют четкость линий и границ, декор в виде лепнины, фрески на стенах, большие зеркала, обилие белого цвета, натуральные отделочные материалы, классическая мебель и другие черты.
Прежде, чем приступить к созданию интерьера в греческом стиле, не помешает узнать историю его появления.






Краткий экскурс в историю
Родиной стиля является античная Греция. Время его появления датируется третьим тысячелетием до н.э. после освобождения земель между Средиземным и Эгейским морям от египетского влияния.
Греки стремились к совершенству во всем, включая архитектуру. Постепенно они стали заменять грубый камень на более благородный мрамор. В интерьере жилищ и фасадов стали использовать скульптуры, изображающие атлетически сложенного человека, а также бюсты и графические изображения лиц в профиль.
Постепенно греческий стиль стал преобладать даже в соседней Римской империи. В свою очередь от римлян греки взяли помпезность и великолепие в виде позолоты. Ее наносили на лепнину и элементы мебели.
Признаки современного греческого стиля
За тысячелетия греческий интерьер приобрел ряд характерных признаков.
Преимущество белого цвета, который дополняют естественные природные тона. Белый присутствует в оформлении пола, потолка, стен и даже мебели, а другие цвета представлены в предметах декора и текстиле.
Яркости второго оттенка на фоне белого не требуется. Тона спокойные, неброские.
Отделочные материалы с грубой фактурой. Для отделки стен и потолка используют натуральный необработанный камень, незатертую штукатурку, небрежную побелку и другие материалы, лишь бы стены не были гладкими.
Использование в качестве декора статуй и фонтанов, устраиваемых в нишах. В гостиной может быть выложен белый камин с изразцами для оформления.
Греческий дизайн интерьера невозможен в небольшом помещении с низкими потолками. Изначально архитектура Древней Греции представляла собой здания с высокими потолками, которые украшали барельефами и горельефами с изображениями античных героев и богов.
В современной квартире такие украшения возможны лишь при достаточной высоте потолков. Отсутствие же подобных элементов декора не позволяет в полной мере представить греческий стиль.
Потолок может быть просто побелен и расписан. В качестве сюжетов для росписи могут использоваться иллюстрации к легендам и мифам Древней Греции. По периметру может идти типичный древнегреческий орнамент в полосе.
Если есть желание оформить интерьер в более современном греческом стиле, допустимо декорирование потолков балками.
Единство фактур потолка, стен и пола. Все они могут быть либо гладким, либо шероховатыми, комбинации фактур не используются. Часто для отделки пола применяют мозаику – типичный для греческого стиля декоративный материал.
Текстиль только натуральный: лен, хлопок, волокно бамбука. Фасон штор самый простой, никаких сложных драпировок и воланов. Ткань либо однотонная, либо с типичным греческим орнаментом. Ни один из предметов текстиля не должен нести лишь декоративную функцию. Каждый имеет практическое применение.
Фото интерьеров в греческом стиле дают представление о том, как устроено освещение. Света всегда должно быть много. Днем он проникает сквозь огромные оконные проемы, а в темное время суток исходит от многочисленных осветительных приборов. Помимо центральной люстры это могут быть бра и торшеры с плафонами простой конфигурации из натуральных материалов.
Декоративные предметы из античных времен. Конечно речь не идет о подлинных амфорах и фресках. Но их правдоподобные имитации вполне допустимы. Также это могут быть статуи и статуэтки, колонны, напольные вазы, лепнина и псевдолепнина.
Характерные для Древней Эллады орнаменты в оформлении бордюров на стенах, текстиле, мебели, центральной части потолка и пола, принтов. Типичные узоры – это круг в квадрате, зигзаги, прямые углы даже при изображении волн и спиралей, растительные мотивы.
Итак, греческий стиль в интерьере можно назвать роскошным. Соответственно, он требует достаточно больших денежных затрат. Зато результат оправдает все ожидания, а интерьер подарит хозяевам приятное времяпровождение и позволить себя героем древних легенд о Богах и Богинях.
Греция – страна с удивительной историей. Она не только повлияла на формирование античного направления и внесла вклад в средиземноморский стиль, но и подарила миру собственный греческий стиль в интерьере.
Особенности греческого стиля в интерьере
Известные дизайнеры с удовольствием используют греческий стиль для создания гармоничных и интуитивно понятных интерьеров. Это эстетически привлекательное и грациозное направление обладает глубокой и содержательной философией.
Атмосферный дизайн интерьера в греческом стиле
Характерные черты греческого стиля в интерьере
Архитекторы Древней Греции опирались не только на законы физики и принципы архитектуры, но и на внешний вид сооружений, на эмоции, которые они вызывают. Именно поэтому интерьеры в греческом стиле очень упорядочены и целостны. Их отличительная черта – чёткая логика, которая прослеживается не только в архитектуре, но и в общем оформлении помещений.
Гармоничное оформление интерьера в греческом стиле
Это направление, в отличие от помпезного римского стиля, выглядит весьма аккуратно и сдержано. В нем нет ни намёка на излишнюю роскошь и вычурность. Греческий стиль лучше всего смотрится в просторных помещениях. Большие комнаты в сочетании с открытой планировкой усиливают эффект свободы и объёма. Фокусной точкой в древнегреческом интерьере является высокий потолок, вокруг которого выстраивается остальное оформление.
Открытая планировка — визитная карточка греческого стиля
Характерные архитектурные элементы греческого стиля – колонны. Они дают возможность ещё сильнее приподнять своды, зрительно вытянуть помещение по вертикали и придают интерьеру поистине благородный облик. Аккуратные колонны и пилястры прекрасно подойдут для визуальной корректировки комнат с недостаточной высотой потолков. Но остерегайтесь чрезмерно массивных конструкций, так как они скрадывают площадь и делают помещение меньше.
Планировка греческого интерьера с использованием арок и колонн
Цветовая гамма в греческом стиле
В греческом стиле господствует естественная палитра оттенков. В качестве базового цвета используют исключительно белый цвет, смешивая его с акцентными красками. Подобное оформление визуально расширяет пространство, делая интерьер просторнее.
Сдержанная цветовая гамма греческого интерьера
Сочетание белого и синего – одно из самых популярных в греческом стиле. К этим цветам добавляются натуральные оттенки древесины, соломы, глины, листьев оливы. Для украшения интерьера используют знаменитые греческие узоры – меандры. Они встречаются повсюду: в отделке, в качестве принтов на обивке мебели, коврах, декоративном текстиле и посуде.
Акценты цвета фуксии отлично вписываются в белоснежный греческий интерьер
Особенности отделки в греческом стиле
Разрабатывая проект будущего интерьера, учитывайте особенности отделки, которая свойственна греческому стилю.
Аутентичное оформление интерьера в греческом стиле
Стены в греческом стиле
Если вы собираетесь воплотить в интерьере греческий стиль, то придётся отказаться от обоев. Поверхность стен покрывают обыкновенной штукатуркой, желательно с грубой фактурой, которая подчеркнёт аутентичность этого направления.
Фактурная стена — отличный способ визуально зонировать греческий интерьер
Такое покрытие можно дополнительно состаривать, используя материалы с эффектом кракелюра, или нанося строительную смесь небрежно в несколько слоёв, создавая ощущение, будто время не пощадило первозданную отделку. Белая штукатурка удачно комбинируется с каменной и кирпичной кладкой. Такое сочетание материалов придаёт интерьеру особую атмосферу древнегреческого стиля.
Греческий стиль в интерьере — это лаконичная отделка стен с помощью штукатурки
Пол в греческом стиле
Как правило, для отделки полов в греческом стиле используют натуральный камень и керамическую плитку. Цвет напольного покрытия должен гармонично сочетаться с общей палитрой оттенков и визуально сливаться с оформлением. Разнообразить дизайн можно с помощью мозаики, которую выкладывают по периметру помещения. Старайтесь избегать чрезмерно ярких цветов, из которых будет выполняться узор.
Напольное покрытие в греческом стиле, выполненное из мраморных плит
Для современных интерьеров в греческом стиле в качестве напольного покрытия можно использовать деревянные панели и ламинат. Тёплые оттенки натуральной древесины органично смотрятся на фоне базового бело-голубого оформления.
Деревянные полы — прекрасная альтернатива камню и плитке
Потолок в греческом стиле
С потолком в греческом стиле не должно возникать трудностей. Это направление допускает использование различных конструкций, главное, чтобы они органично вписывались в интерьер.
Простой потолок в греческом стиле
Вы можете сделать подвесной, натяжной или гипсокартонный потолок, добавить к нему деревянные балки, аккуратную лепнину и потолочный плинтус. Основное правило – покрытие всегда должно быть матовым.
Деревянный потолок с балками в греческом интерьере
Оформление интерьера в греческом стиле
Греческий стиль невероятно универсален. Благодаря стилизованной мебели и предметам декора это направление можно вписать практически в любой современный интерьер.
Уютный интерьер гостиной в греческом стиле
Мебель в греческом стиле
Главная задача в процессе оформления интерьера в греческом стиле – не перегрузить дизайн. Минимализм обстановки призван сохранить ощущение простора и свободы.
Минималистичный интерьер в греческом стиле
Современная мебель в греческом стиле выглядит весьма просто и лаконично, при этом она достаточно комфортна и функциональна. Её делают из дерева, дополняя хлопковой или льняной обивкой.
Современный интерьер гостиной в греческом стиле
Мебель в греческом стиле никогда не изготавливают из дорогих материалов. В этом направлении нет места парче, шёлку, красному дереву и палисандру. Зато ненавязчивые изделия из сосны или дуба будут как нельзя кстати. Поверхность деревянной мебели практически никогда не красят, оставляя оттенок и текстуру натурального дерева в первозданном виде. Допускается минимум украшений, например, кованые накладки, резьба, искусственное состаривание.
Очаровательный интерьер столовой в греческом стиле
Для интерьера гостиной в греческом стиле стоит приобрести приземистый диван, к которому по желанию можно добавить пару кресел, небольшой буфет или шкаф, журнальный столик, выполненный в несколько примитивной технике.
Привлекательный дизайн гостиной в греческом стиле
В спальне будет уместна лаконичная кованая или деревянная кровать с простым изголовьем, украшенная полупрозрачным балдахином. Так как греческий стиль стремится к минимализму, не стоит загромождать всё пространство тумбочками и комодами. Лучше всего заменить их открытыми полками.
Концептуальный дизайн спальни в греческом стиле
Кухня в греческом стиле предполагает наличие простого кухонного гарнитура из древесины светлых пород, грубовато сделанной обеденной группы и стилизованной под старину сантехники. Минимальный набор мебели в этой комнате – залог правильного понимания концепции направления.
Аккуратная кухня в греческом стиле
Декор в греческом стиле
Дизайн в греческом стиле не приемлет обилия декора. Что касается оформления окон, то лучше выбрать аккуратные шторы, например, римские занавеси или жалюзи.
Стильные предметы декора в интерьере греческой спальни
Текстиля в интерьере не так уж и много. Чаще всего это умеренное количество декоративных подушек, домотканые ковровые дорожки, льняные скатерти и салфетки под столовые приборы. Текстильные изделия либо однотонные, либо украшенные аккуратным узором. Характерным декором в греческом стиле являются амфоры разных размеров, глиняная посуда, настенные панно, плетёные корзины, композиции из коряг причудливой формы, оригинальные подсвечники.
Деревянные аксессуары и текстиль в интерьере греческой гостиной
Греческий стиль в интерьере пропитан гармонией и естественной красотой, что позволяет создавать поистине органичные, сбалансированные и целостные дизайны.
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 273 ₽ / Холст от 472 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 303 ₽ / Холст от 516 ₽
Бумага от 299 ₽ / Холст от 510 ₽
Бумага от 337 ₽ / Холст от 566 ₽
Бумага от 307 ₽ / Холст от 522 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 282 ₽ / Холст от 485 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 303 ₽ / Холст от 516 ₽
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Подписывайтесь на нас в социальных сетях
Рассылка с акциями и новыми поступлениями в каталог
Наша коллекция изображений огромна. Если Вы не нашли нужный Вам постер на нашем сайте, то оставьте запрос на поиск нужной Вам репродукции или сюжета и мы ответим в течение 24 часов!
Нажатием на кнопку «Продолжить», вы подтверждаете, что вам исполнилось 18 лет и вы полностью берете на себя ответственность за результат просмотра данного раздела. В противном случае нажмите кнопку «Отказаться».
Интерьер в Греческом стиле — 84 фото идей красивого обустройства
Античная жемчужина, затерявшаяся между трёх морей вызывает у каждого разные, но неизменно приятные ассоциации.
Греческий стиль навевает воспоминания о средиземноморском бризе и деликатесах, известных мыслителях, мифических богах и героях, спортивных баталиях и театральных действах, богатой истории и уникальной культуре, которые достались нам в наследство от древних эллинов.
Всё это сполна воплотилось и в оформлении интерьера в греческом стиле.
Его узнаваемыми чертами стали гармоничное сочетание мельчайших деталей и изысканность, заключённая в простоте. Именно потому даже в современной квартире любителя классики можно встретить совершенно другую эпоху.
Основы создания интерьера
Культура Древней Греции прошла стремительный процесс развития и освобождения от египетского влияние всего за сотню лет.
Уже в V веке до нашей эры в дизайне и архитектуре Эллады можно наблюдать торжество «золотой середины» — идеального баланса красоты и практичности.
Каждая деталь имела своё особое значение в эстетичной композиции. Основные принципы остались неизменными даже спустя несколько веков:
Белый цвет в основе оформления комнаты сочетается с естественными оттенками окружающей среды: чаще всего это синий колор морской волны и пастельные, будто выцветшие на солнце, тона.
Отделка стен с помощью штукатурки, камня и грубой побелки — главное, чтобы они не были гладкими. Также приветствуется гипсовая лепнина, фрески или орнаменты, разнообразные ниши для декоративных элементов.
Традиционно потолки расписывались изображениями мифических персонажей. Это доступно и в современных комнатах с высокими сводами, но если у вас в квартире низкие потолки — лучше просто побелить или покрасить их.
Совет! Старайтесь оформлять стены и потолок в одной цветовой гамме, чтобы создавалось впечатление непрерывного бесконечного простора.
Материал для пола соотносят с отделкой стен и потолка: если вся комната оформлена деревом, то напольное покрытие также будет деревянным, кирпичная кладка стен дополняется каменным полом, а штукатурка — шероховатой плиткой. Для того, чтобы сделать комнату аутентичной, пол выкладывают мозаикой.
Натуральные материалы для текстиля также являются одной из основ греческого стиля. Важно помнить, что любая вещь, будь то подушка или занавеска, должна нести не только декоративную, но и практическую роль.
Простое освещение без излишеств
В декоре должны присутствовать предметы, напоминающие о прошедшей эпохе — древнейшей истории греков: амфоры, тематические скульптуры и изображения.
Цветовая гамма и узоры
Для оформления комнаты в греческом стиле существует три основных комбинации цветов: белый + синий, песочный + оливковый, белый + бежевый.
При этом следует избегать ярких акцентов и выдерживать всё помещение в одной палитре. Для того, чтобы разнообразить основные цвета и добавить греческого колорита, часто используют разнообразные орнаменты. Эти известные узоры всегда ассоциируются у нас с Грецией:
- Круг, вписанный в квадрат как символ гармонии и совершенства форм.
- Зигзаг или графическая волна — самые распространённые для украшения предметов текстиля.
- Флористические мотивы прямиком с расписных греческих амфор.
Оформление комнаты
Стены. Помимо уже описанных способов отделки также можно украсить комнату колоннами, встроенными нишами и декорировать стены мозаикой или камнями. В гостиной допустимо поставить камин.
Потолок. Для небольших комнат подойдёт простая покраска, а вот владельцы просторных квартир могут позволить себе более смелые решения: декорирование лепниной, оформление ручной росписью или отделка деревянными балками.
Пол. В зависимости от размеров комнаты для отделки пола обычно применяют натуральные материалы (галька, дерево) или выкладывают на нём причудливые узоры из плитки и мозаики.
Текстиль. В украшениях должен присутствовать национальный колорит. Это могут быть ковровые дорожки с тематическим принтом из плотных плетёных тканей, покрывала с узорными краями, светлые плотные занавески.
Освещение. Подбирайте осветительные приборы простой формы из природных материалов — вычурные тяжёлые люстры и лампы могут испортить картину изящной сдержанности.
Декор. Мелких украшений в греческом стиле обычно немного. Основную роль отыгрывают здесь архитектурные и скульптурные ансамбли в виде арок, ниш, лепнины, фонтанов и статуй. Настроение променада на морском побережье помогут воссоздать живые растения, вазы с цветами и фруктами.
XXI век позволяет использовать современные материалы в оформлении помещения. Главное, чтобы первоначальное назначение интерьера не изменилось — ничем не перегруженный, гармоничный и уютный уголок Греции у вас дома.
Фото интерьера в греческом стиле
Также рекомендуем просмотреть:
Греческий стиль в интерьере | Журнал Ярмарки Мастеров
Замечательная история Греции, особенно Древней, ее культурное богатство, выраженное в искусстве, архитектуре, по сей день не оставляет равнодушными к себе миллионы ее поклонников. Греческий стиль в архитектуре, дизайне интерьера для многих стал объектом для подражания. Так как главной особенностью греческого стиля является отсутствие каких-либо элементов роскоши, простота отделки, имеющая почти аскетичную внешность, вполне закономерно, что почитателями данного стиля являются практичные и экономные люди, но при этом, любящие комфорт. В греческом стиле прекрасно сочетаются элементы античности и современности. Ему характерны холодные цвета, присутствие керамической плитки и мрамора.
История греческого стиля
История любой культуры неразрывно связана с этапами развития своего государства, а зачастую, и соседнего. Считается, что греческий стиль зародился в период VIII- VI века до нашей эры.
История развития греческого стиля имеет несколько периодов. Для ранних периодов истории развития стилю характерна мифологическая направленность, в которой главное место отводилось античным мифологическим богам, которые символизировали могущество и расцвет Греческой империи. На самом раннем этапе (VIII-VI век до н.э.) происходило формирование основных принципов. В период с VI века по 470 год до н.э. началось постепенное изменение принципов и элементов, привнесенных из Египта, Азии, в соответствующую религиозному воззрению народа Греции, его духу, форму. В период с V века по 338 год до н.э. в греческом стиле происходят кардинальные изменения. Стиль становится более благородным, гармоничным. В материалах, формах, украшениях появились элементы роскоши. Для следующего периода (IV век – 180 год до н.э.) истории греческого стиля характерно влияние Востока. Сооружения создаются более пышные и эффектные. В последний период, после того, как Греция оказывается во власти Римской империи, греческий стиль сливается с римским искусством. Но все равно он сохранил основные свои черты – простоту и практичность, в то время как Римскому стилю была присуща роскошь и помпезность.
Греческому стилю характерны:
- высокие потолки
- колоны с лепниной
- меандровые узоры
- фрески
- цветовая гамма из натуральных оттенков, отсутствие ярких цветов, минимум позолоты
- гранит, керамическая плитка, мрамор
- мебель – простая по форме, из натурального дерева, ручной работы, обивка из кожи, бархата исключены
- вертикальная направленность всех деталей интерьера
- фактурная штукатурка стен, обои исключены
- предметы декора – вазы, амфоры, статуэтки, скульптуры
- минимальное использование тканей на окнах
Прежде, чем претворить в жизнь свою мечту, квартира в греческом стиле, обязательно убедитесь, походит ли ваша квартира для ее оформления в этом стиле. Иначе, что бы ни делалось, квартира не будет соответствовать классическому представлению о греческом стиле.
Потолки в греческом стиле
Потолки должны быть высокими, придавать находящимся в помещении ощущение свободы, пространства, притягивать взгляд вверх. Чтобы подчеркнуть величие всего находящегося в помещении, потолок подпирают монументальные колоны с лепниной.
Иногда на потолке накладывается меандровые узоры
Часто потолок обрамляется плинтусов из художественной лепнины.
Если имеется возможность, в потолке монтируется окно в виде квадрата, улучшающее освещенность комнаты
Сердцем потолка обычно является массивная люстра, висящая на позолоченных цепях, а небольшие светильники, расположенные по периметру потолка, выгодно выделят потолочный плинтус.
Потолок отделывается фактурной штукатуркой. Тональность его цвета должна гармонировать с цветом стен. Но чаще всего цвет потолка и стен одинаков.
Греческий стиль не исключает разно уровневые потолки, что позволяет выйти из-затруднительного положения при разной высоте потолка в помещении.
Стены в греческом стиле
Стены требует особого подхода, т.к. далеко не все подходит для их декорирования. Применяется только фактурная штукатурка, которая придает аскетизм и простоту комнате.
Изредка применяются панели из дерева или какого-нибудь другого облицовочного материала (керамической плитки, каменной «пластушки» и т.п.)
Греческий стиль допускает ниши в стенах, которые выполняются с помощью гипсокартона. Зачастую это делается в ущерб площади комнаты.
Иногда, желание владельца, установить колоны, нельзя реализовать из-за небольшой площади. В этом случае греческий стиль позволяет решить эту проблему с помощью установки полиуретановых пилястр.
Цвет в греческом стиле
Используются только естественные цвета – лимонно-желтый, белый, всевозможные оттенки синего и зеленого цвета.
Пол в греческом стиле
Греческий стиль не устанавливает четких правил по оформлению пола. Но ковры не приветствуются Классический пол выкладывается мрамором, мозаичной плиткой в виде меандровых узоров,
Но не исключает и другие виды покрытия.
Допускается сочетание разных покрытий, что нисколько не снижает красоту и оригинальность оформления пола
Мебель в греческом стиле
Мебели в греческом стиле характерно:
- простая, но добротная обивка кресел, диванов. Кожа, бархат не применяется
- ножки стульев и столов выгнуты на внешнюю сторону.
- изготавливается из натурального дерева.
Аксессуары греческого стиля
Аксессуары интерьера комнаты обычно представлены керамическими, мраморными амфорами, кувшинами, статуэтками античных героев,
мифических зверей,
настенными орнаментированными светильниками.
Ткань на окнах применяются крайне редко. В основном встречается в спальных помещениях в виде натурального хлопка, льна. Цветочные вазы встречаются в греческом стиле очень редко. Керамическая посуда присутствует в изобилии.
Желаем всем, кому по душе простота и аскетизм в гармоничном сочетании с прошлым, античной красотой греческого стиля, воплотить свою мечту в реальность, благо, что это не так уж и сложно и значит – возможно.
Обзор греческих орнаментов | Журнал Ярмарки Мастеров
Делали на мастер-классе с девочками часы с темой Греции, подбирали орнаменты, ну и конечно же, решили покапаться в истории, пополнить пробелы в знаниях или освежить память 🙂
Чем и хотим поделиться с вами, если кому интересно.
Древнегреческое искусство, до сих пор удивляющее своим совершенством, гармонично во всём. Даже детали были продуманы до мелочей. Как пример — греческий орнамент, знакомый без преувеличения всем: его гравируют на украшениях и посуде, украшают им вазы, одежду и постройки. А современные греки, не забывшие корни, с гордостью наносят орнамент на сувениры в качестве элемента национальной культуры. Какие примеры орнаментального искусства наиболее известны и что же все эти символы означают?
Меандр
Пожалуй, самым знаменитым и узнаваемым греческим орнаментом является меандр — непрерывная лента, состоящая из прямых углов. Его находили ещё на предметах времён палеолита и неустанно думали над версиями происхождения этого символа. Считается, что название дали по ассоциации с одноимённой извилистой рекой в Малой Азии, рекой Меандр, ведь её извилистые берега и течения повторяют цикличный орнамент с прямоугольными элементами.
Что касается трактовок орнамента, то меандр вызывал у древних множество ассоциаций. Согласно одной теории, он символизировал вечность, постоянное движение, течение жизни, а прямые линии и углы — добродетель. А по другим версиям меандром и вовсе задабривали богов. Для многих меандр стал символом божественного поражения, того, что смертный все-таки может противостоять богам и даже победить их. Меандр — символ того, что можно совершить невозможное!
Меандр веками остаётся самым распространённым и одновременно самым таинственным греческим орнаментом. В древности ремесленники украшали им изделия, постепенно усложняя и придумывая новые вариации. Постепенно орнамент приобрёл двойные и даже тройные волны. Судя по количеству видов меандра, древние художники негласно соревновались — кто же сочинит более совершенный орнамент?
И сейчас меандр сопровождает человечество: постепенно из украшений на вазах и постройках он перебрался на одежду европейских модниц, а сейчас красуется на логотипе Versace и нередко встречается как украшение интерьера. Чтобы увидеть древние примеры использования меандра, далеко ходить не придётся. Оказавшись в Греции, достаточно заглянуть в любой археологический музей, где хранится найденная археологами посуда, камни с высеченным на них меандром, фрагменты зданий.
Спираль
На многих греческих изделиях и памятниках изображена спираль — один из ярких примеров древнего орнамента. Но это не просто замысловатый рисунок, а символ с особым смыслом, которым греки наделяли, кажется, абсолютно всё. Спираль у них ассоциировалась с развитием и движением, она была символом жизни. Интересно, что древние греки воспринимали орнамент спирали как атрибут Афины (если она раскручивалась по часовой стрелке) или Посейдона (против часовой стрелки). А в некоторых трактовках в раковине спирали виделся образ Вселенной, в её центре — пуп Земли.
В качестве примера использования спиралевидных орнаментов в архитектуре можно взять фрагменты ионических колонн, например, Эрехтейона. В античности их воспринимали как образец изысканности. В ионических капителях и можно увидеть те самые спиральные орнаменты — такие завитки называют «волютами». Но в древнегреческой архитектуре существовали также обегающие и S-образные спирали.
Акант
Для античности характерен ещё один любопытный орнамент — акант. Своё название он получил по аналогии со средиземноморским растением акантом (Acanthus mollis), и необычная форма его листьев лежит в основе орнамента, заимствованного у самой природы. Акант можно встретить на капителях, карнизах, фризах. Для Коринфского ордера украшение капители листьями аканта было характерной чертой.
Кому пришло в голову использование аканта как орнамента? Оказывается, за этим стоит легенда из жизни архитектора Каллимаха. Прогуливаясь по кладбищу, он заприметил могилу девушки, а на ней — корзину с личными вещами, которую оставила здесь кормилица. Буйный акант обвил корзину, и Каллимах перенёс увиденное на капители Коринфского ордера. Впоследствии ордер получил название «девичьего» и отличался от Ионического, более «мужского». По иным версиям акант вырастал на могилах героев, символизируя собой жизнелюбие и силу.
Кроются ли истоки в легенде или просто в красивой и изящной форме аканта, но растение стало любимым для античных архитекторов. Сейчас примеры использования этого орнамента можно увидеть в афинском Храме Зевса, на капителях афинской Агоры, оставшихся от колонн, и на библиотеке Адриана.
Греческий орнамент акант (нижние ряды)
Пальметта
Ещё одним растительным орнаментом в греческом искусстве позже становится пальметта — веерообразное изображение пальмового листа. Она появляется под влиянием Востока — впервые такой мотив рождается в Египте, откуда распространяется на Крит. Пальметта позволила грекам разнообразить привычные орнаменты и даже заменила меандр. Обладая богатством декоративных возможностей, она придала выразительность, но изначально не таила в себе особого смысла. Орнамент часто использовали в оформлении надгробий, декорировании карнизов и колонн.
Конечно, греки не бездумно скопировали пальметту. Считая пальмовый лист слишком громоздким, они стилизуют орнамент и добавляют завитки, напоминающие виноградные усики. В результате восточная пальметта в Греции принимает грациозный вид и занимает почётное место среди прочих традиционных орнаментов.
Буду рада, если данная информация кому-то пригодится 🙂
Ну и немного орнаментов и картинок для декупажа всем желающим 🙂
Всем спасибо за внимание и творческих успехов!
С уважением, Светлана.
Греческий стиль, все великолепие Греции: в архитектуре, интерьере, одежде
Богатая история Древней Греции, значительное культурное наследие и яркие стандарты красоты до сих пор находят свое отражение в архитектуре, интерьере и моде. Греческий стиль с течением времени нисколько не устаревает, наоборот, становится все популярнее.
Миллионы ценителей прекрасного во всем мире бесподобный греческий стиль привлекает упорядоченностью во всем — в каждой складке туники, в практичных элементах интерьера и в четкости архитектурных строений.
Став приверженцем греческого стиля хотя бы в одном направлении, отказаться от него и его влияния на все окружающее вас пространство потом просто невозможно! Ведь греческий стиль является отражением настоящей, одухотворяющей красоты!
Греческий стиль в архитектуре
Четкий порядок расположения всех частей здания, логика, пронизывающая все строение, величие и высота идеально выстроенных строений — отличают греческий стиль в архитектуре.
Принято выделять три основных элемента, составляющих конструкцию архитектурного сооружения:
- основание — прочное и надежное
- колонна — основа здания, выполняющая роль несущего и декоративного элемента
- антаблемент — логическое завершение колонны, расположенное под двухскатной крышей.
Древнегреческие архитекторы в своей работе учитывали не только физические законы, но и особенности зрения человека. Именно поэтому все архитектурные элементы гармонично взаимосвязаны, вызывая чувство порядка и ощущение красоты. При этом на первый план при создании сооружений выходит не метрическая система… Греческому стилю в архитектуре характерно, прежде всего, чувство равновесия, которое позволяет творить здания сродни музыкальному сооружению.
А если говорить о жилых домах в греческом стиле, то можно выделить следующие отличительные черты:
- Крыша — плоская или с небольшим углом наклона, чаще всего, из керамической черепицы
- Мансарда, обычно, отсутствует, даже в двух- и трехэтажных домах
- Террасы и лоджии — обязательный элемент каждого дома.
Преобладающий цвет греческого стиля в архитектуре — белый, а также распространены пастельные тона, часто используются светло-зеленый и лимонный оттенки. А главный принцип при постройке жилого дома — сочетание минимализма с функциональностью. Этот же принцип главенствует и в интерьере.
Греческий стиль в интерьере
Чтобы изысканно, по-гречески, оформить внутреннее убранство квартиры или дома, убедитесь, что она соответствует классическому представлению о греческом стиле. Прежде всего, потолки должны быть высокие, дающие ощущение свободы. Иногда на них накладывают меандровые узоры. А колонны, подпирающие потолок, должны притягивать взгляд художественной лепниной. При отсутствии возможности установки колонн, их можно заменить полиуретановыми пилястрами.
Для декорирования стен берется исключительно фактурная штукатурка. Она придает комнате аскетизм и простоту. Иногда применяются панели из дерева или другого природного материала. При этом цветовая тональность стен и потолка должны гармонизировать, либо используется один цвет (белый, желтый, синий, зеленый и всевозможные оттенки).
Особых требований к полу греческий стиль не устанавливает. Обычно, пол выложен в виде меандровых узоров из мраморной плитки или других материалов, только ковры не соотносятся с греческим стилем.
Мебель должна быть простой и функциональной. Характерным отличием является выгнутость ножек стульев и столов на внешнюю сторону. А кожу или бархат в качестве обивки мягкой мебели в греческом доме вы не найдете. Мебель, обычно, изготавливается из натурального дерева.
Аксессуары интерьера в греческом стиле также незаурядны:
- Амфоры и кувшины, статуэтки мифических животных и античных героев, изготовленные из керамики или мрамора.
- Настенные или потолочные светильники с классическими орнаментами.
- Шторы из натуральных тканей могут встречаться в спальнях, редко — в других помещениях.
Отсутствие изобилия роскошных элементов декора подчеркивают аскетизм внутреннего убранства.
Одежда в греческом стиле
Мода, пришедшая в наши дни из Древней Греции, с каждым годом все популярнее. Греки знают толк в настоящей красоте, что по достоинству оценено современным обществом.
Каждая деталь одежды в греческом стиле придает романтизм и чувственность своей обладательнице. Особенно это относится к воздушным и легким платьям, выполненным в белом цвете или пастельных тонах. Струящееся, плиссированное или драпированное платье отличает прямой покрой, V-образный вырез и завышенная линия талии.
Платье может быть ассиметрично (тонкая ленточка на одно плечо или драпировка плеча и руки), что только придает наряду пикантность, притягивающую восхищенные мужские взгляды. Изысканные аксессуары, в соответствии с греческим стилем, крупные и заметные. Поэтому достаточно одного элемента для яркого акцента в образе.
Дополнить платье, которое позволяет каждой девушке чувствовать себя богиней, можно классической обувью в греческом стиле. Например, разнообразным сандалиями (чаще на плоской подошве, чем на каблуке) со шнуровкой до колена или обилием ремешков. Фасон такой обуви великолепно подчеркивает изящество ножек модницы.
Придать законченность образу в греческом стиле помогут прически — простые, но при этом завораживающие. Интерес к греческим прическам на рекордно высоком уровне в настоящее время… Ведь они придают женскому образу в век эмансипации столь необходимые — романтичность, нежность, легкость и чувственность.
Основными считаются следующие виды причесок:
- Греческая прическа с повязкой
- Прическа с ободком на резинке
- Греческая прическа с лентой
- Греческая коса
Внутри каждого вида причесок большое количество разнообразных вариаций, с которыми вы можете экспериментировать, чтобы подобрать идеальные варианты как для праздничного события, так и для повседневного обольщения.
Привлекательность одежды и дополняющих элементов образа в греческом стиле заключается в простоте и удобстве, не исключающих, а усиливающих природную, истинную красоту.
А также почитайте:
Греческий интерьер — море, утреннее настроение, древнее искусство, воздушность
Блаженное, расслабленное, отдохнувшее настроение, ассоциации с морем, вечерним теплом и утренней свежестью, традиции древнего искусства – все это греческий стиль в интерьере.
Многие путают греческий и античный стиль в интерьере, но в действительности, это совершенно разные вещи. Для греческого дизайна помещений не характерны сложные архитектурные формы и монументальность, он тяготеет к внешней простоте и ощущению рукотворности. Почему же эта незамысловатость так пленяет?
содержание:
Цвет
Отделка
Гостиная
Спальня
Кухня и столовая
Ванная
«Цвет»
Палитра цветов греческого стиля воздушная и светлая. Условно в ней можно выделить несколько основных цветов: голубой, синий, белый, желтый, зеленый, бежевый. Наметанный глаз, увидев их преобладание, мигом сделает вывод о соответствующей стилистике.
Посмотрим, какие конкретно оттенки нам пригодятся. Белый может быть как чистым, светящимся, так и молочным, сливочным, цветом морской раковины, слоновой кости. Голубой – лазурный, аквамариновый, морской волны, циановый. Жёлтый – лимонный, кукурузный, разбавленный до кремового. Зелёный – лайм, спаржа, полынь, иногда изумрудный в сочетании с ярко-синим. Синий – ультрамарин, стальной, васильковый. Все это разбавляется светлыми оттенками коричневого – от бежа до шоколада, и изредка чёрным.
«Отделка»
Если мы говорим о большей площади стены, то она оформлена максимально просто, обычно это штукатурка или краска. Редко оставаясь идеально ровной, она приобретает неповторимую зернистую или шершавую фактуру, характерную для обжитого и уютного жилья. Цвета, за редчайшим исключением, выбираются светлые. Потолок, как правило, остается белым и оформляется предельно лаконично.
Но без изысканного декора греческий стиль в интерьере представить сложно – культурное наследие тщательно оберегается и используется в дизайне вновь и вновь. Геометрические узоры, ломаные орнаменты на многочисленных барельефах и бордюрах – по повсеместности использования, в этом греческий похож на египетский стиль в интерьере. Жители Древней Эллады считали искусство орнамента самостоятельным, способным существовать вне всякого контекста, поэтому многочисленное его использование только поощряется.
«Гостиная»
Жители Балканского полуострова считаются очень гостеприимным народом, поэтому гостиная должна быть оформлена с особой тщательностью. Это не означает — вычурно и помпезно, вопрос удобства и простоты всегда стоит на первом месте. Главное, чтобы хватило места для рассадки всех заглянувших на огонек персон, а стол должен быть достаточно велик для сервировки дружеского ужина – черта, также характерная для интерьера в итальянском стиле.
- Эту мысль хорошо иллюстрирует следующая фотография – в пространстве комнаты ключевую роль играют уютные мягкие диваны и кресла, укрытые накидками, сплотившиеся вокруг широкого обеденного стола и камина. Мебель на первый взгляд кажется простой, но при этом каждый предмет содержит в себе некую изюминку. Она немного грубовата и приземиста, но и предназначается для непосредственного использования, а не для украшения.
- Обилие декора возможно лишь при наличии большого количества свободного места. В целом, для греческого интерьера важен баланс – пустая площадь должна занимать не менее половины пространства, а то и больше. Комната может быть заставлена очень плотно – но при наличии высокого потолка. В иных случая лучше использовать мелкие аксессуары, ассоциирующиеся с морским пейзажем – несколько ракушек или камешков.
- Как вы уже могли заметить, сила греческого дизайна кроется в игре с фактурами. Все элементы декора выполнены из натуральных материалов, а потому тактильно приятны. В тканях это лен, холст, хлопок, мешковина, шерсть, сукно. В качестве картин часто используются гобелены и вышивки по ткани.
- Если романский стиль в интерьере характерен тяжелыми и величественными формами, то в греческом нечасто встретишь даже элементарные карнизы. Любым шторам греки предпочитают деревянные ставни, которые красят в бирюзовый или лазурный цвет — существует поверье, что это отпугивает злых духов. Вряд ли это можно повторить в городских реалиях, но для дома за городом идея красивая.
«Спальня»
Греческий стиль в интерьере спальни исполняется по аналогии со всеми остальными – максимум свободного пространства и воздуха, атмосфера прохлады и покоя. Мебель подойдет любая, желательно, прямоугольной или слегка округлой формы, с высоким матрасом и изголовьем.
- Греки мастерски создают нужное настроение при помощи текстиля, струящегося и текучего, с множеством драпировок. Покрывала могут свисать до самого пола, то же самое касается занавесок – тонкий тюль можно украсить плиссированной полосой. Жестких ограничений по поводу принтов нет, использовать однотонное полотно или мелкий геометрический рисунок — остается на ваше усмотрение.
- Интересная деталь, с помощью которой можно обыграть греческий колорит – полог над кроватью, из полупрозрачной светлой ткани. Даже если в защите от жары нет нужды, ощущение уюта и умиротворяющего полумрака вам обеспечено.
- Узнаваемым маркером греческого стиля является особенный яркий синий цвет, когда мы видим его в сочетании с белым. Вы можете использовать эту особенность восприятия, упростив себе работу по созданию дома в греческом жанре – порой, нескольких характерных элементов может быть достаточно. Например, хозяева спальни на фото ниже окрасили в цвет небесной лазури оконные рамы – получилось оригинально, и даже в хмурый день комната будет выглядеть позитивно.
«Кухня и столовая»
Оформить кухню в греческом духе весьма просто – производителей вдохновляет этот элегантный стиль, и подобрать себе подходящий кухонный гарнитур, посуду и плитку сможет каждый. Но многое можно сделать самостоятельно – интерьер от этого только выиграет. Например, покрасить простые деревянные столы и стулья, сшить занавески из узорчатой ткани, посадить на подоконнике пряные травы, которые можно употреблять в пищу.
- Всего два ярких цвета на белом фоне и орнаментальный рисунок способны сделать греческий интерьер максимально аутентичным. Для этого используйте плитку или мозаику, выполненную в той же цветовой гамме, а акценты расставьте при помощи аксессуаров – керамических ваз, посуды и скатерти с полотенцами.
- В качестве напольного покрытия обычно используется натуральный камень или имитирующая его плитка. Здесь, наконец, можете смело использовать более темные цвета – оттенки терракоты, охры и сепии. Обшить деревянными перекладинами потолок, как на фото ниже — нестандартное, но очень эффектное решение, которое подойдет для загородных домов или квартир с высокими стенами.
«Ванная»
Греческий стиль очень часто используется в дизайне ванной комнаты, поскольку для его создания можно ограничиться подбором правильной плитки и текстиля. К тому же, он наводит на прямые ассоциации с морем.
- Выбирайте, в каком окружении вы чувствуйте себя комфортнее – это должна быть пастельная спокойная гамма или яркая тонизирующая? В первом случае, используйте для отделки плитку нежного цвета перванш или бледно-бирюзового, с вкраплениями белой мозаики. Во втором – напористый васильковый и пронзительный электрик. Для оттенения можно использовать немного темной зелени или горчичного.
Интерьер в греческом стиле создать несложно, мы увидели, что в нем есть четкие узнаваемые черты, которые легко воспроизвести. Разумеется, вы не обязаны вешать на окна ставни и класть на стену грубую штукатурку. Подобно американскому стилю в интерьере, которых вобрал в себя несколько национальных особенностей, остановитесь на близких вам вещах и наполняйте свой дом морским дыханием.
Греческая живопись, классический период
Полигнот из Тасоса
Незадолго до 500 г. до н.э., когда закончился период архаической греческой живописи, косые и другие новые взгляды на человеческое тело и конечности утвердились в греческой скульптуре и росписи ваз. Революция, которая была первым шагом к иллюзионизму. Полигнот из Тасоса, (Тасос – остров в Северном Эгейском море) был первым греческим художником, которого поздние критики признали великим мастером. Большая часть его работы была сделана в или около Афин вскоре после 480 г. до н.э. и все еще ценилась более чем через шестьсот лет. Его фигуры прославлялись за выражение характера и, по-видимому, у них был аристократический стиль лучшего высокого классического искусства (500-450 гг. до н.э.). Его влияние почти наверняка чувствовалось в Парфеноне, особенно в его скульптурной живописи. (См. Также: греческая архитектура : 900-27 гг. до н.э.) Плиний приписывает ему различные новшества, большинство из которых уже произошло даже в росписи ваз, но еще одно важное новшество появилось в картинах Полигнота. Это было исследование представления глубины, где фигуры устанавливались на разных уровнях, дальше-ближе.
Формула, без какого-либо уменьшения линейной перспективы, найдена на нескольких чердаковых вазах с красными фигурами 460-х годов до н.э. вместе с скульптурами в три четверти, которые почти одинаково ненормальны и в росписи ваз того времени, и в необычно статных позах. Это также были предположительные характеристики Полигнота, если (как это весьма вероятно) окрашенные вазы демонстрируют неудачную попытку перенести на свою среду новый стиль рисунков.
По-прежнему применялась техника рисования линий с использованием плоских цветных изображений, хотя камни и другие неодушевленные предметы, вероятно, были залиты краской неравномерной плотности. Внутренние линии, возможно, были утолщены, чтобы показать глубину сгиба, а края щитов и других изогнутых объектов, возможно, были слегка заштрихованы. Фон был, по-видимому, чистым белым с отдельными базовыми линиями для различных фигур или групп фигур и случайных деревьев и других простых пейзажей. Как и в метопах Термонов, имена часто пишутся на фоне цифр.
Хотя Полигнот и его современный Микон из Афин были «примитивными», ими всегда восхищались, и в первом веке нашей эры некоторые знатоки даже предпочитали их зрелым мастерам. Записанные названия картин в великом стиле Полигнота и его круга, будь то тихие картины или сцены из жизни, происходили в основном из мифологии и лишь изредка (например, «Битва за Марафон») из новейшей истории. Другие высококлассные картины хорошего качества были менее героическими. К тому времени живопись имела гораздо более широкий спектр инструментов, методов обработки и качества, чем другие фигуративные искусства.
Белый лекитой (вазы) – стиль древней глиняной посуды, который начался в 460-х годах до н.э. и закончился около 400 года до н.э., был признан как имеющий тесную связь с живописью в их технических характеристиках белого грунта и диапазона добавленного цвета. А также картина первого века, найденная на стене дома Фамесины в Риме, демонстрирует стиль, очень похожий на стиль более раннего лекитой. Поскольку на картине Фарнезина едва ли можно было распознать стиль лекитой, который был похоронен в течение нескольких столетий, его техника, предположительно, была расписной панелью, которая сохранялась с середины пятого века. В таких простых декоративных композициях это выглядит так, как будто стиль также был более консервативным, хотя здесь есть затенение в складках драпировки и на каркасе стула – лицо из трех четвертей, например, еще не было модным.
В вазописи признаки этого стиля проявляются редко, отчасти из-за небольшого размера поля, но на больших картинах Полигнота в Дельфах были видны некоторые деревья и тростники и даже галька на берегу. Гораздо большее значение придается расположению во фресках внутренней комнаты этрусской «Гробницы охоты и рыбалки», где стиль, хотя, вероятно, запаздывает, соответствует стилю конца шестого века, а цифры показаны в масштабе. Часто утверждается, что интерес к природе является особой чертой итальянского или хотя бы этрусского искусства, но единственная параллель в то время в Италии – это греческий Пестум, и, хотя, конечно, нет никаких оригинальных картин из Греции для сравнения, у нас есть более ранний морской пейзаж в Кизибеле в Ликии, и что-то подобное можно найти на росписи ваз. Некоторый интерес к обстановке действительно можно проследить после середины шестого столетия в росписи ваз и, что любопытно, в скульптуре фронтона из Акрополя в Афинах, на которой изображен дом и дерево. Поэтому можно предположить, что с более удобной для работы техникой, картины того времени не отставали.
Примечание: Для получения информации о керамике из древней Греции, включая технику Геометрическая, Черная фигура, Красная фигура и Белое основание, см.: Греческая керамика: История и стили. Хронологическую информацию о датах и стилях см. В разделе Керамика (26000 г. до н.э. – 1900 г.).
Несмотря на свое мастерство ракурса, техника ранних классических художников все еще оставалась контурным рисунком с экономичными линейными деталями. Моделирование путем штриховки или градации цвета, кажется, происходит медленно и, возможно, периодически. Незадолго до 500 г. до н.э. некоторые художники красных фигур начали время от времени заполнять контуры тела и камней неравномерной штриховкой разбавленной краски, хотя, вероятно, лишь для того, чтобы указать на шероховатость текстуры или придать веществу форму, которая не имела понятный контур.
Ко второй четверти пятого века складки иногда (но не очень часто) подчеркивались утолщенными линиями или штриховкой, что давало некоторый эффект тени – это происходит также на панели Famesina (c.460 до н.э.). Примерно в то же время яркость штриховки или затенения время от времени усиливает края круглых объектов, таких как чаши щитов.
К 420-м годам до н.э. художник ваз с красными фигурами мог быстро и сносно проработать тени, смоделировав форму чаши для вина и глубокие складки драпировки, но по-прежнему нет никаких признаков эксперимента по анатомии человека, хотя тело было основным интересом греческого искусства. Такое экспериментирование впервые появляется в небольшой и весьма посредственной группе росписей в стиле белый лекитой последних десяти или пятнадцати лет пятого века. Здесь мужская плоть моделируется сильно, а женская – нет. Фрагмент южно-итальянской вазописи (миска Апулианской Красной фигуры, написанная художником эпохи Рождения Диониса, ок. 390 г. до н.э.) более поздней даты и более продвинутой техники, изображает фигуру, которая подсвечивается желтым в то время как соседняя фигура выполнена в чисто красной технике.
Эта упрямая верность живописи в вазе с красными фигурами к ее линейной традиции заставляет задуматься о том, могло ли моделирование заметно развиваться немного раньше в живописи. Тем не менее, прозвище «Skiagraphos» («Художник-тень»), данное Аполлодору, работавшему в конце пятого века, предполагает, что он был одним из первых, кто использовал новую технику. Говорят, что его младший современник Зеусис пошел еще дальше. Что касается женской плоти, копии крупных и сохранившихся образцов малой греческой живописи и настенные рисунки в этрусских гробницах показывают, что моделирование появилось примерно в середине четвертого века.
Отбрасываемые тени более загадочны. Они не появляются в картинах или копиях картин до конца четвертого века и при этом не замечается их сильный эффект вплоть до третьего века. Тем не менее, еще в середине пятого века и примерно через сто лет для изображения «Мальчика, раздувающего огонь» Антифила, на котором восхищались отражением пламени на лице мальчика, по-видимому, потребовалось больше явных теней. Вероятно, однако, на классических картинах было обычное равномерное освещение и поэтому в целом отбрасываемые тени считались избыточными.
Более поздние художники, вдохновленные классической живописью древней Греции, см.: Классицизм в искусстве (с 800).
Перспективы
Во многом таким же образом художники не хотели массово использовать перспективу – уменьшение размера в соответствии с расстоянием – явление, от которого зависит так много в реальной жизни. В любом случае, в картинах Полигнота нет никаких признаков перспективы, несмотря на ее сознательное чувство пространственной глубины, и именно в сценическом пейзаже (предположительно архитектурном) согласно римскому архитектору Витрувию (c.78-10 до н.э.) была предпринята попытка сделать это в первый раз. Поводом послужила постановка пьесы Эсхила. И, хотя это могло произойти и после смерти драматурга в 456 году до нашей эры, теория была исследована Анаксагором, современником Эсхила. Поскольку Анаксагор был умным геометриком, из этого следует, что полезная система перспективы появилась вскоре после середины пятого века. За исключением того, что художники по вазам обычно отказывались от использования пространственной глубины и были довольны случайным ракурсом мебели, редкие копии более поздних классических картин и те, которые мы имеем в эллинистической греческой живописи, не нуждаются в особой перспективе в их композиции, и, возможно, только во втором веке мы обнаруживаем последовательный отступающий интерьер в картинах.
Тем не менее, в течение четвертого века греческие скульпторы, вырезавшие рельефы для ликийских династий, время от времени вносили небольшую глубину в свои взгляды на города, и некоторые амбициозные художники по вазам в Южной Италии уже предавались смелому, хотя и неточному обозначению перспективы при изображении архитектуры.
Некоторые исследователи отрицают, что греческая живопись когда-либо достигала единой точки зрения с одной точкой схода, но в первом веке некоторые архитектурные перспективы, нарисованные декораторами интерьера на стенах домов в Помпеях, показывают систему, слишком последовательную, чтобы быть случайной и Витрувий, очевидно, знал о ее теоретических принципах. Насколько нам известно, воздушная перспектива, то есть смягчение цветов на далеком фоне, не появлялась до второго века. Для нее у греческих художников были все технические средства, необходимые для полностью реалистичной живописи.
Sicyon School of Painting
Живописцы проходили обучение, как правило, в качестве ассистента в мастерской мастера, в системе, очень похожей на систему ученичества. Примерно в середине четвертого века Памфил основал школу живописи в Сикионе и имел выдающихся учеников. Живопись с натуры началась к концу V века, как Ксенофонт упоминает в своих мемуарах Сократа. Преподавалась не только практика, но и теория. Памфилос включил в свой учебный план арифметику и геометрию, настаивая на том, что они необходимы для правильной практики. Благодаря его усилиям живопись (или рисунок) также стала признанным предметом в образовании греческих мальчиков.
Четырехцветная, монохромная живопись и рисунок
Не все художники классической и эллинистической живописи использовали весь спектр доступных технических возможностей. В пятом и четвертом веках была мода на четырехцветную живопись, четыре цвета – черный, белый, красный и желтый и их комбинации. Почему художники решили так ограничить свою палитру, неизвестно, но так как это были цвета, которые художники по вазам сочли удовлетворительными для обжига, заманчиво предположить, что в то время они были также наиболее востребованными в энкаустической живописи. Была также монохромная живопись, которая иногда имела эффект пастели, а иногда имитировала рельефную скульптуру. У простого рисования линий также были свои поклонники, и Плиний отмечает, что рисунок фигуры Паррэхозиоса изучался более поздними художниками. Стоит помнить, что греческое слово «арапбо» включает в себя как живопись, так и рисунок.
Примечание: Подробнее о цветовых пигментах, используемых классическими греческими художниками во фресках, темпере, энкаустике и акварели, см.: Классическая цветовая палитра.
Сюжет
Темы тоже менялись. Большие композиции, особенно военные сцены, имели устойчивый, хотя и ограниченный рынок, но, судя по названиям, перечисленным Плинием, стандартным шедевром была мифологическая картина с небольшой группой фигур, таких как Лето и Ниобе, Персей, освобождающий Андромеду, или жертва Ифигении. Вероятно, именно требования частных клиентов стимулировали производство эротических картин, упомянутых уже в конце пятого века, и натюрморта, который начался не позднее четвертого. Карикатура может восходить к концу пятого века, а портретная живопись – к середине четвертого. Пейзаж, как самостоятельная отрасль искусства, не развивался до второго века, поскольку в наших письменных источниках впервые упоминается пейзажист в 164 году до нашей эры, хотя живопись сценических декораций (без рисунков) появилась ближе к пятому. Что касается проработки, диапазон – по крайней мере, в эллинистический период – был от возвышенного до сентиментального.
Художественная Техника
Очевидно, что техническое оснащение греческих художников конца пятого века было очень высоко развито, но о качестве работы, которую они производили, судить гораздо сложнее. Все сохранившиеся оригиналы – второсортные или хуже, и большинство из них также провинциальные. И при этом они не представляют более важные виды живописи. Копии или предполагаемые копии в целом не только ненадежны, но и разочаровывают. Из наиболее амбициозных, большинство – бледные картины, особенно из Помпей и Геркуланума, работы, выполненные учениками, предположительно работающими по контракту и не имеющие возможности (не говоря уже о способности) воспроизвести оригинал со справедливой точностью. Точное представление могло быть сделано только перед оригиналом или другим точным воспроизведением, и художники низшего уровня, столь распространенные в Помпеях, не могли иметь ничего лучше, чем грубые копии книг и собственную память. Поэтому не удивительно, что они часто меняли стиль фигур из старых шедевров, сбрасывали их в увеличенные композиции и модернизировали фон. Например, в монументальной росписи ок. 75 г. «Персей и Андромеда» (первоначально написанной Никьясом ок. 360 г. до н.э.), кисть импрессионистична, характер лиц, возможно, недостаточно героичен, а отбрасываемые тени слишком видны. Короче говоря, качество копии настолько низкое, что никто бы не предположил, что оригинал представлял начало периода – второй половины четвертого века – который впоследствии был расценен как возраст, когда греческая живопись была на самом высоком уровне.
Astragalizusae
Так называемые «Astragalizusae» (или «Девушки, играющие в кости» около 400 г. до н.э.) – это небольшая картина на мраморе, найденная в Геркулануме. Мрамор был импортирован из Греции и, предположительно, уже окрашен. Техника рисования монохромная в различных оттенках коричневого, стиль очень сильно зависимый от линий без затенения женской плоти, а фон пустой и белый. Сюжет, по-видимому, представляет собой бытовую сцену – жанровую картину – представленную с классическим спокойствием, но аккуратные маленькие имена рядом с каждой фигурой обозначают ее как мифологическую – инцидент в отношениях Леты и Ниобе перед их катастрофической ссорой. Картина кажется точной копией оригинала конца пятого века, за исключением форм букв, которые относятся к началу первого века. (Подпись Александр Афинский, как и на некоторых статуях, должно быть подпись переписчика.) «Astragalizusae» нельзя считать полностью типичной для времени его оригинала. Помимо своей техники, в ней очень мало выражений характера и эмоций, приписываемых некоторым мастерам того времени, таким как Тимантес, который прославился градациями горя, которые он изобразил в «Жертвоприношении Ифигении».
Дополнительные ресурсы
Для получения дополнительной информации о греко-римском декоративно-прикладном искусстве, см.: Искусство классической античности (800 г. до н.э. – 450 г. н.э.)
Больше статей об изобразительном искусстве классической древности, см.:
Скульптура Древней Греции (Введение)
Дедальная греческая скульптура (ок. 650-600 гг. до н.э.)
Архаическая греческая скульптура (ок. 600-480 до н.э.)
Ранняя классическая греческая скульптура (c.480-450 до н.э.)
Высокая классическая греческая скульптура (ок. 450-400 до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (c.400-323 до н.э.)
Эллинистическая греческая скульптура (c.323-27 до н.э.)
Статуи и рельефы эллинистического стиля (c.323-27 до н.э.)
Греческое наследие росписи и панно
Греческое искусство металлообработки (8 век до н.э.)
Римская скульптура (около 55 лет)