Орнамент модерн — Блог об искусстве и дизайне — LiveJournal
Замечательные орнаменты эпохи модерна не могут оставить никого равнодушными. Орнамент модерн можно встретить сегодня пркатически повсюду. Природные, цветочные, естественные мотивы смотрятся настолько гармоничто, что эти орнаменты годятся для нанесения на любую поверхность: ткань, обои, гравировка или атуаж.
Орнамент модерн
Используя технологии лазерной сварки можно вырезать из металла металлические узоры основанные на примерах из этой книги. Это будет отличным украшением вывесок или отдельных элементов интерьера.
————-
особенности стиля, фотографии фасадов и интерьеров в этом стиле.

Стиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х – 1914 год – начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.
• В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США – Тиффани, во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, в Австрии – стиль сецессион, в Англии – модерн-стайл, в Италии – стиль либерти, в Испании – модернизмо, в Нидерландах – Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии – еловый стиль, в России – модерн.
• Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов – симметрии, ордера и античного декора фасадов – в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия – главная черта в декоре фасадов и интерьера.

Особняк С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель, Москва, 1900 год

Особняк «Дом Шаронова», архитектор Ф. Шехтель, Таганрог, 1912 год

Особняк А. Курлиной, архитектор А. У. Зеленко, Самара, 1903 год

Маскарон на особняке Е.Е. Карташова, архитектор А.Л. Обер, Москва, 1902 год
Музей «Архитектура эпохи модерна в Симбирске»Музей модерна. Особняк А.П. Курлиной• Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Они результат свободного полета фантазии художника. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание – это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон…
• Архитектурно-художественный образ здания обязательно учитывает функциональное назначение строения. Строительные материалы модерна – железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.
• Основные цвета в модерне – пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.

Интерьер особняка А. Курлиной в Самаре

Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре

Декор потолка в особняке С.П. Рябушинского в Москве

Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре

Лестница в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Музей «Градостроительство и быт Таганрога»Мемориальный Музей-квартира А.М. Горького• Стилю свойственен принцип единства целого. В модерне здание проектируется «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Возрождается традиция, когда архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все – от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов – решено в одном ключе.
• В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.
• Двери и окна, как правило, прямоугольные, часто арочные. Двери – иногда во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Ленточные – во всю стену окна или «магазинные» – широкие, наподобие витрин.

Декоративный десюдепорт над дверью в особняке А. Курлиной в Самаре

Окно-витраж в особняке А. Курлиной в Самаре

Окно-витраж в особняке С.П. Рябушинского в Москве

Камин, декорированный медными маками, в особняке А. Курлиной в Самаре
• Мозаика, эмаль, витражи, латунь – любимые техники, используемые для украшения интерьера здания и мебели.
• Древний Египет, Восток, готика, русский стиль – любимые темы для творческого переосмысления в эпоху модерна. Архитекторы на их основе создают романтические, эмоционально насыщенные образы зданий, используя декоративные детали, дающие дополнительную игру света и тени.

Элемент декора стула. Особняк А. Курлиной, Самара

Деревянный маскарон в интерьере. Особняк А. Курлиной, Самара

Настольная лампа. Особняк А. Курлиной, Самара

Капитель колонны с изображением ящерицы и лилий. Особняк С.П. Рябушинского, Москва

Скульптурное оформление стены с изображением совы. Особняк М.П. фон Брадке, Ульяновск

Декоративные орнаменты на потолке. Особняк А. Курлиной, Самара
Отличительные черты модерна в расцветке обоев и их применение
Сегодня значение обоев выходит за рамки простого декорирования стен. С их помощью можно визуально увеличить пространство, продемонстрировать статус. Существующее многообразие дает простор фантазии. Обои в стиле модерн создадут в помещениях уют и атмосферу, присущие этому стилю.

Оформление стен в гостиной в стиле модерн.
Обои модерн основные черты
Стиль модерн, как художественное направление, зародился во второй половине XIX в. в Германии и скандинавских странах.
В мире он знаком под названиями:
- Тиффани (США),
- ар-нуво (Франция),
- югендстиль (Германия),
- сецессион (Австрия),
- модерн-стайл (Англия),
- либерти (Италия),
- модернизмо (Испания),
- еловый стиль (Швейцария) и пр.
Несмотря на различия в названиях, всех их объединяет использование в декорировании природных мотивов с преобладанием плавных, изогнутых линий.
При оформлении интерьера в стиле модерн стены выполняют роль основного, не привлекающего внимания, фона.
Для обоев в этом направлении дизайна характерны:
- Приглушенные, мягкие тона. Преобладают песочные, жемчужные, сливочные цвета, оттенки синей, красной, серой палитры. Также можно встретить светло-зеленые, лиловые, коричневые обои.
- Использование орнамента природной тематики. Растительные и животные мотивы выражены извивающимися и криволинейными узорами, спиральными завитками, геометрическими фигурами, расположенными вертикально или горизонтально. Часто используются цветы крупных размеров: ирисы, лилии, тюльпаны, орхидеи, кувшинки. В восточных мотивах преобладают вишня, персики, стебли бамбука, гвоздики.
- Эффект глянца.
- Имитация кованых орнаментов, каменной кладки. Фон покрытия может быть необычной текстуры, напоминать ткань, кожу, дерево.
Такие характеристики делают декор обоев красивым и эффектным, придавая интерьеру утонченность и изысканность.
Оформление стен обоями в стиле модерн в жилых помещениях
Воссоздать стиль модерн в помещении несложно. Он является самым простым и универсальным в реализации направлением дизайна. С помощью мебели, освещения, использования текстиля можно создать пространство, в котором лаконичность граничит с изяществом и яркостью.
Подчеркнуть стиль помогут также обои, которые развивают идею модерна на стенах.
Для спальни
В оформлении спальни должны присутствовать простота и легкость, которые обеспечат спокойный отдых, помогут заснуть.
При выборе обоев для декорирования стен спальни лучше остановиться на спокойных, одноцветных вариантах:
- бежевый,
- светло-серый,
- мятный,
- голубой,
- белый и пр.
Допускается рисунок с простым принтом. Легкий глянец придаст помещению сдержанную роскошь.
Применять яркие краски при использовании стиля модерн не запрещено. Они помогут разбавить однотонность помещения. Главное — сочетание цветовой палитры и обстановки спальни должно быть гармоничным. Все элементы декора должны представлять целостную картину.
Для отделки подойдут обои:
- с использованием шелкографии;
- имитирующие штукатурку, ткань;
- фотообои.
Оттенок или рисунок обоев, продублированный в текстиле и других деталях интерьера, подарит спальне гармонию и целостность.
Мебели должно быть немного. Стандартный набор — кровать, шкаф, комод, туалетный столик — может быть декорирован росписью или резьбой, обтянут кожей или иметь кованые элементы.
Репродукции картин художников-модернистов дополнят интерьер.
Использование в декоре спальни натуральных материалов — керамических статуэток и вазочек, текстиля из натуральных тканей, дерева, стекла — является главным при создании стиля модерн.
Для кухни
Кухня в стиле модерн подходит для небольших помещений. Должна быть хорошо спланированной и продуманной.

Современный дизайн обоев для кухни.
Такая кухня характеризуется:
- глянцевыми и блестящими поверхностями;
- закругленными, плавными формами, сглаженными углами;
- несложным декором: часы, посуда геометрических форм белого цвета;
- минимальным использованием текстиля;
- применением в отделке дерева, пластика, нержавеющей стали, стекла.
При декорировании стен такой кухни следует придерживаться принципа, что один чистый яркий цвет (красный, синий, зеленый, коричневый) должен сопровождаться нейтральным: белым, кремовым, серебристым и пр.
Черно-белые или однотонные обои спокойных, теплых оттенков без рисунка и орнамента будут сочетаться с яркими фасадами и аксессуарами.
При оформлении стен более яркими цветами кухонная мебель не должна выделятся на их фоне.
Обоями можно выделить рабочую или обеденную зону. Для этого подойдут обои под покраску или моющиеся с рельефной текстурой, фотообои с реалистичным сюжетом или полотна, имитирующие дерево, камень.
Сюжеты фотообоев со временем теряют свою актуальность. Для поддержания модернистских направлений их время от времени придется менять.
Кухня в стиле модерн должна настраивать на уют, мир и спокойствие.

Обои в интерьере кухни модерн с узором под дерево.
Для гостиной
Гостиная, оформленная в стиле модерн, имеет нейтральную цветовую гамму с ярким акцентом на одну из стен.
Для общего фона подойдут обои под покраску или однотонные белого, бежевого, бледно-коричневого, кофейного, бледно-серого, бледно-розового и прочих оттенков.
Акцентную стену можно выделить с помощью:
- однотонных обоев яркого цвета: фуксии, бирюзового, малинового, оливкового и пр.;
- обоев с узором: геометрическим, абстрактным, с 3Д-эффектом;
- фотообоев;
- полотен с природным орнаментом.
Если гостиная выполняет также функцию столовой, рабочего кабинета, спального места, детской игровой комнаты, зоны можно выделить с помощью комбинирования обоев темного и светлого тонов.

Обои с узором в гостиной в стиле модерн.
Примеры цветового решения гостиной в стиле модерн:
- Использование красно-коричневых или серо-зеленых цветов.
- Контраст белого и сочных оттенков красного, мятного, ярко-голубого, зеленого.
- Применение терракотового цвета разных тонов.
- Нейтральный цвет с ярким акцентом в текстиле: шторах, обивке мебели.
- Черно-белый интерьер с выразительными деталями: коврик, ваза, картина.
Главным материалом, используемым в дизайне гостиной, является дерево. Мебель должна быть универсальной, без излишнего декора.
Подходят:
- современная техника,
- экзотические комнатные растения,
- зонирование с помощью освещения.
Текстиль присутствует в небольшом количестве:
- портьеры,
- шторы,
- обивка мебели.
Подойдет ковер в спокойной гамме. Стиль модерн можно использовать в дизайне гостиных загородных домов и небольших квартир.
Модерн, как направление в дизайне, позволяет создать уют и красоту интерьера. Способствует расслабляющей атмосфере, которая присуща светлым тонам, лаконичным деталям обстановки, природным материалам.
Особенности стиля модерн | Журнал Ярмарки Мастеров
Конец столетия полон новых тенденций. И повторений моды времён минувших. Французская революция отмечает столетний юбилей. И в честь этого события появляется
Реформы отвергают корсет! Женщины желают плавных ниспадающих линий. Начало века отмечено притягательностью греческих и римских тенденций. Ну, а в конце настоящий бум увлечений Критом и Японией. Искусство прерафаэлитов нынче в моде. И модели напоминают не хитоны, а японские кимоно.
Для женской моды предлагают правила. Которые Ван де Велде, бельгийский архитектор и художник, формулирует в виде трёх правил. И женщина обязана их придерживаться.
1. Рекомендации по поводу поиска своей индивидуальности в домашней одежде.
2. Для выхода на улицу костюм должен быть унифицированным и напоминать мужской.
Эмиль Вернон. «Из Парижа с любовью»
3. Но для торжественных случаев женщины, как и мужчины, должны носить одежду, предписанную правилами.
Но над Ван де Велде одержал победу знаменитый коллекционер французской живописи — портной Дусе.
В моде конца XIXв. господствуют великие модные салоны: Жак Дусе (вариации из произведений Ватто, Фрагонара, Латура), Пакен, английская фирма Редферн (костюмы), сыновья Форта Жан Филипп и Гастон, сёстры Калло (кружева, ткань ламэ) и др.. Все они имеют неподражаемый свой стиль. На Всемирной выставке 1900г. французская мода победила по всем статьям. Никто из иностранцев не отважился показать свои экспонаты рядом с ними.
В моде конца XVIIIв. отражались политические и эстетические тенденции времени. В моде XIXв. два направления: одно — это спорт, другое — модные салоны. Преобладание функциональности и декораций. Консервативная мода требовала стилизованную женщину, женщину — цветок, женщину салонов, театров, вечерних развлечений. Но это ещё женщина, стянутая корсетом!! Однако сторонники запрета на корсет уже вовсю говорили о его вредности и стремились запретить его ношение.
В конце XIXв. мода создаёт новый тип одежды с юбкой клёш и «ветчинообразными» рукавами, придающей фигуре «S»-образную форму, когда верхняя часть фигуры была слегка наклонена вперед («голубиная грудь»), живот втянут. Нижняя часть корпуса как бы немного «отставала» от верхней и платье имело узкий лиф. Этот стиль подходил и для спортивной и для вечерней одежды в стиле модерн (см. выше).
Как сказал Сальвадор Дали: » Искусство, строительство и мода — всё было ко столу».
В 1903г. Айседора Дункан танцует в свободном, просвечивающемся платье, без корсета. Постепенно чёрные платья сменились блестящими красками фовистов. Около 1900г. краски востока овладевают Парижем окончательно.В этом же году в Париже выступает с русским балетом Сергей Дягилев, костюмы и декорации к которому создаёт Леон Бакст. Молодой модельер напоминает больше портного, нежели художника. Так появляются сочные живые модели, напоминающие туники, пеплос и кимоно, пёстрый батик, персидская вышивка, восточные тюрбаны с мехом и парчой. Суть модерна заключалась в чувственных линиях, тонком свете, плавных изгибах женских фигур, свободных платьях и отношениях, вьющихся волосах, кривых растительных линиях, волнах, мимолётном дыме, геометрических деталях, красочных новых формах.
Модерн сохранял свои тенденции в моде вплоть до 1930-х г., постепенно упрощая свои формы и декор, укорачивая длину…
Приятного просмотра!!
Продолжение следует…
Текст составлен по материалам книг по искусству и по моде из личной библиотеки.