8-3842-33-85-00 - магазин жидких обоев

г. Кемерово, Рынок "Привоз" бокс №1

Способ распыления лкм hvlp – Выбор и настройка краскопульта для покраски автомобиля: советы для начинающих

Статьи :: Теория :: ​Краскопульты. Особенности пневматического нанесения.

Пневматический метод нанесения лакокрасочных материалов получил наибольшее распространение в авторемонтной отрасли. Данный метод относительно прост, он существенно повышает технологичность процесса окраски, ускоряет его. В свою очередь, стремление снизить непродуктивный расход материала, улучшить декоративные качества получаемого лакокрасочного покрытия приводит к появлению новых, более совершенных технологий распыления, нового, более совершенного, экологичного и экономичного оборудования.

При пневматическом нанесении лакокрасочный материал расщепляется потоком сжатого воздуха, проходящего через окрасочный пистолет под большим давлением. Как раз величина этого давления и определяет тип окрасочного оборудования. Сегодня различают несколько таких типов. Основными из них являются: конвенциональное распыление при высоком давлении сжатого воздуха, распыление при низком давлении сжатого воздуха (система HVLP – High Volume Low Preassure — высокий объем, низкое давление) и распыление при среднем давлении сжатого воздуха (так называемая оптимизированная система LVLP- Low Volume Low Pressure- низкий объём, низкое давление).

Общим для них является то, что сжатый воздух под большим давлением подается в окрасочный пистолет и, проходя через воздушную головку, до мельчайших частичек расщепляет лакокрасочный материал, образуя аэрозоль, который формирует окрасочный факел, вытекающий из сопла. Частички в составе факела долетают до окрашиваемой поверхности и осаждаются на нее, тем самым, создавая лакокрасочное покрытие.

При этом следует учитывать, что в большинстве своем частички не долетают до окрашиваемой поверхности, образуя окрасочный туман, оседающий вне окрашиваемой поверхности, что приводит к значительному увеличению непродуктивного расходования материала. Поэтому основным направлением совершенствования пневматического окрасочного оборудования было повышение коэффициента переноса окрасочных материалов. От него зависит не только экономичность подобного метода окраски, но и, что становится немаловажным с учетом того, что работы ведутся синтетическими сольвентными красками, экологичность этого процесса.

А началось все с изобретения Алленом де Вилбиссом во второй половине XIX в. самого принципа пневматического распыления. Знакомый с основными постулатами гидро- и аэродинамики, он впервые применил этот принцип для более эффективного лечения пациентов жидкими лекарственными формами.

Его сын, Томас де Вилбисс, нашел новое применение изобретению отца, при этом в значительной степени усовершенствовав пульверизатор, использовавшийся исключительно для медицинских целей. Так в 1907 г. появился первый ручной краскопульт, который как нельзя лучше подходил для начавшей успешно развиваться новой отрасли промышленности — автомобилестроения. С его помощью значительно повысилась производительность процесса окраски, его эффективность. Качество получаемого лакокрасочного покрытия как с декоративной, так и с прикладной точки зрения (износостойкость, прочность и т. д.) не то чтобы не пострадало, а стало, по оценкам современников, куда лучше.

Рассмотрим подробнее три основные системы пневматического нанесения.

Типология окрасочных пистолетов
Окрасочные пистолеты конвенциональной системы.

Довольнотаки долгое время на протяжении почти всего XX века пневматические окрасочные пистолеты для нужд авторемонтной отрасли были представлены пистолетами одного типа — конвенциональными пистолетами высокого давления. Они работали при примерном входном давлении в 3-4 атм.

Иногда можно услышать, что систему высокого давления называют еще прямой системой. Это обусловлено тем, что давление на входе в окрасочный пистолет примерно равнялось рабочему давлению на выходе, в каналах воздушной головки. Поэтому по подключенному на рукоятке манометру мы могли точно определить рабочее давление.

Эти окрасочные пистолеты характеризовались достаточно маленьким потреблением сжатого воздуха, хорошим качеством распыления лакокрасочного материала и однородностью окрасочного факела. Тем самым обеспечивался хороший распыл, о котором до сих пор с умилением вспоминают маляры старшего поколения.

Как мы знаем, любой компрессор, помимо основной общеизвестной и для многих определяющей характеристики — выходного давления, имеет еще одну, и очень важную, которую обязательно надо учитывать при выборе оборудования. Это его производительность, т. е. способность прокачивать через себя определенное количество сжатого воздуха. Так вот, пистолеты высокого давления конвенционального типа предъявляли очень скромные требования к компрессору, что устраивало как самих маляров, так и хозяев автосервисных предприятий, поскольку для их продуктивной и стабильной работы требовалось мало сжатого воздуха, а, следовательно, и не особо мощные компрессоры. Им достаточно было подавать примерно 300 л. в минуту.

Но, кроме такого обильного количества плюсов, пистолеты высокого давления конвенционального типа имели один существенный минус. Их главным недостатком был очень невысокий коэффициент переноса, в среднем 30-35 % (хотя, в зависимости от амбиций производителей подобного оборудования, заявляемые характеристики иной раз доходили и до 45 %, но в любом случае это очень маленький коэффициент).

Этот недостаток обусловлен именно самим принципом пневматического распыления. Определенное количество капелек расщепленного лакокрасочного материала не долетает до окрашиваемой поверхности. Чтобы снизить этот показатель, как раз и был реализован принцип высокого давления. Но он, в свою очередь, породил и противоположный эффект: капельки лакокрасочного материала, под большим давлением вылетающие из сопла конвенционального пистолета и с высокой скоростью ударяющиеся об окрашиваемую поверхность, в массе своей отражались от нее, увеличивая непродуктивный опыл.

Да и воздушная головка имела не совсем совершенное строение, влияющее на продуктивность и эффективность работы. Два этих фактора в совокупности в основном и приводили к значительным потерям лакокрасочного материала при окраске.

Все предлагаемые сегодня на продажу краскопульты подразделяются по следующим системам распыления материалов:

HP (High Pressure) – высокое давление.

HVLP (High Volume Low Pressure) — высокий объем, низкое давление.

LVLP (Low Volume Low Pressure) — низкий объём, низкое давление.

LVMP (Low Volume Middle Pressure) – низкий объем среднее давление.

RP (Reduced Pressure) — пониженное давление.

MP (Middle Pressure) — среднее давление.

HTE (High Transfer Efficiency) – Высокая эффективность передачи.

Краскопульты системы HP


Пожалуй, занимают первое место среди гаражных маляров и это уже ставшая классической, система распыления краски. Краскопульты этой системы распыляют материал при большом давлении на выходе распыляющей головки составляющим порядка 1,2 – 1,5 атм.

Рекомендуемое давление на входе такого краскопульта имеет широкий диапазон и составляет 2.5 – 5 атм. Расход воздуха при работе с такими краскораспылителями можно считать достаточно низким от 100 до 300 литров в минуту.

Достоинства HP.

  • Широкий факел, вследствие чего достигается равномерное нанесение материала (краски, лака).
  • Большая скорость нанесения покрасочного материала.

Недостатки HP.
  • К недостаткам можно отнести низкий процент переноса краски, примерно до 45%, т.е. 65% купленной вами краски-лака просто улетает в воздух рикошетом от поверхности, превращаясь в туман и оседая, окрашивают все вокруг.
  • Также, благодаря высокому давлению создаются завихрения в воздухе, что приводит к высокой замусоренности окрашиваемой поверхности, что в дальнейшем ведёт к неизбежной шлифовке и полировке поверхности после окрашивания.

Краскопульт серии RP (Reduced Pressure)

является улучшенной технологией высокого давления, сочетает в себе великолепную скорость окраски. Краскопульты серии RP появились в девяностых годах прошлого века, это было обусловлено тем, что краскопульты HVLP не обладали высоким давлением на выходе из сопла, а значит, были ограничены в своём применении. В связи с этим появилась потребность в новом краскопульте, который в свою очередь обладал бы давлением краскопультов традиционных систем и достоинствами краскопультов серии HVLP. Он подходит для нанесения всех видов лакокрасочных материалов, особенно материалов с пониженным содержанием растворителя, таких как HS-лаки. Быстрая работа обеспечивается благодаря широкому факелу и большому количеству протекающего материала. Оптимизированное высокое давление краскопульта серии RP позволяет получить тончайшее распыление и финишное покрытие. Кроме того, по сравнению с HVLP краскопультами для распыления требуется меньше сжатого воздуха, что позволяет снизить затраты на покупку компрессора с относительно небольшой производительностью воздуха.

Окрасочные пистолеты системы HVLP

С подобной ситуацией не могли смириться природозащитные организации. Не попадающий на окрашиваемую поверхность перепыл, по их мнению, способствовал загрязнению атмосферы. Поэтому введение в начале 80-х гг. прошлого столетия новых, более жестких законов, касающихся охраны окружающей среды, вынудило производителей окрасочного оборудования разработать более совершенный с экологической точки зрения окрасочный пистолет.

Им стал прибор, распыляющий лакокрасочный материал при низком давлении сжатого воздуха, так называемой системы HVLP. Характеризует данную систему (это и легло в ее название) низкое рабочее давление, примерно равное 2 атм. на входе и максимум 0,7 атм. на выходе. Причем внутреннее устройство оборудования таково, что если мы при помощи манометра, расположенного на ручке окрасочного пистолета, отрегулируем входное давление, выставив 2 атм., то гарантированно получим на выходе искомые 0,7 атм. Надо сразу оговориться, что это осуществляется только при полной исправности окрасочного пистолета.

Другой характерной особенностью окрасочных пистолетов системы HVLP является высокий коэффициент переноса материала, существенно минимизирующий непродуктивный перепыл и равняющийся, по некоторым данным ведущих производителей в этой области, 60-70 %. Это достигается как раз за счет того, что работает оборудование данного типа на достаточно низком давлении сжатого воздуха. Следовательно, расщепленные частички лакокрасочного материала имеют на выходе из сопла очень невысокую скорость. Это приводит к образованию ровного факела, равномерно покрывающего окрашиваемую поверхность. Тонкую настройку ширины факела обеспечивает специальный регулятор на корпусе окрасочного пистолета.

Уменьшить давление на выходе удалось за счет изменения конструкции воздушной головки. Выходные отверстия стали раза в три больше, чем у конвенциональных пистолетов высокого давления, да и сами воздушные каналы внутри пистолета увеличились. Но увеличение коэффициента переноса увеличило и риск образования подтеков. Поэтому при работе с оборудованием данного типа надо четко следовать инструкции производителя.

Другим недостатком системы HVLP стали возросшие требования к производительности компрессора, установленного на малярном участке. Она должна быть существенно выше, чем у компрессора, работающего с оборудованием конвенционального типа. Это и понятно: маломощный компрессор не будет успевать за пистолетом и прогонять то количество воздуха, которое необходимо для его корректной работы. Отсюда же и необходимость постоянного контроля за состоянием воздушной магистрали.

Еще одно неудобство, которое доставляет маляру работа окрасочным пистолетом системы HVLP и о котором говорят многие специалисты (об объективности подобных заключений судить довольно сложно, но они имеют место быть), заключается в том, что незначительные ошибки в действиях маляра могут привести к некоторому ухудшению декоративных свойств получаемого лакокрасочного покрытия.

Причем это ухудшение не всегда связано с несоблюдением жестких технологических требований, а в большей степени вытекает из самой технологии работы на низком давлении сжатого воздуха. Следствием является больший, чем в случае распыления на высоком давлении, размер расщепленных частичек лакокрасочного материала. Из-за этого, например, возникает неконтролируемая шагрень.

Но как бы там ни было, плюсов у окрасочных пистолетов системы HVLP все равно намного больше, и они значительно существеннее, чем минусы.

Главные плюсы- существенное снижение перепыла и малое туманообрзование, приводящие к экономии до 30 % лакокрасочного материала.

Если, например, на окраску крыла ВАЗ-2109 при использовании конвенционального пистолета высокого давления в среднем уходило 200-250 г лакокрасочного материала, то применение окрасочного пистолета системы HVLP снизило это количество до 100-150 г. (Конечно, многое зависит от качества материла, техники, мастерства маляра и укрывистости автомобильной эмалевой краски.)

Конечно, работая с таким оборудованием, надо скрупулезно следовать всем инструкциям производителя данного конкретного окрасочного пистолета. Следует помнить, что манометр, расположенный на рукоятке окрасочного пистолета, показывает динамическое давление на входе только при нажатом курке. Если курок отпущен, он покажет давление в воздушной магистрали.

Давление распыления имеет очень большое значение. Его неправильная установка приводит к весьма плачевным последствиям. Здесь и потеря цветового оттенка, и отвратительное качество распыления, и другие негативные моменты. И регулировать это давление надо не на редукторе, а на самом пистолете, на входе, учитывая, что где-то 1 атм. теряется при длине шланга 10 м. и внутреннем диаметре 9 мм.

Для того чтобы в окрасочный пистолет подавался специальный, подготовленный для использования сжатый воздух, в окрасочно-сушильной камере обязательно должен стоять фильтрующий модуль, состоящий из фильтра для удаления механических загрязнений, влаго-масло-отделителя, фильтра грубой очистки и заменяемого фильтра тонкой очистки. Эффективная и корректная работа всех этих фильтров и регуляторов крайне важна, вследствие того, что окрасочные пистолеты системы HVLP чувствительны к перепадам давления. Скачки давления сильно влияют на факел и, соответственно, на результат окраски.лчто возс и так идеально чистый.

Окрасочные пистолеты системы LVLP

Окрасочные пистолеты конвенционального типа распыления при высоком давлении и окрасочные пистолеты системы HVLP наряду с положительными моментами, характеризующими их, имеют и достаточно слабых сторон. Попыткой совместить позитивный опыт, накопленный при использовании конвенционной системы и системы HVLP, стала оптимизированная технология распыления лакокрасочных материалов при среднем давлении сжатого воздуха – LVLP.

В связи с этим главной особенностью окрасочных пистолетов системы LVLP стало сочетание преимуществ конвенциональных и HVLP-систем. А именно — низкий расход воздуха и высокий коэффициент переноса материала (примерно -75-85%). Это позволило существенно снизить зависимость окрасочных пистолетов новой системы от давления сжатого воздуха в воздушной магистрали — окрасочные пистолеты системы LVLP мало чувствительны к перепадам давления в системах подачи воздуха.

Претерпела изменение и конструкция внутренних воздушных каналов (на воздушной головке мы имеем порядка 0,7-1,2 атм.). Вследствие этого низкое потребление сжатого воздуха не сказалось на стабильности и однородности факела, и как следствие — на качестве окраски. На входе в окрасочный пистолет мы имеем порядка 1,6-2 атм., но потребление сжатого воздуха существенно снизилось. Это привело к ослаблению технических требований, предъявляемых к воздушным магистралям и компрессорам.

Для большей наглядности и простоты выбора пистолета необходимой системы, производители покрасочного оборудования стараются придерживаться единой цветомаркировки, которая наносится на воздушную головку и регулировочные винты пистолета:
— Белый (серебристый) цвет — конвенциональный тип;
— Зелёный – система HVLP;
— Синий – система LVLP.

К принципу нанесения материала по системе LVLP каждый производитель покрасочного оборудования шёл своим путём и своими запатентованными технологиями, поэтому он вправе называть своё детище по-своему. Так, у SATA – это RP; у DeVILBISS – GTI PRO; у Walcom — GEO и HTE.

Окрасочные пистолеты с нижним расположением бачка

Рассказывая о типологии окрасочных пистолетов, нельзя не вспомнить пистолеты с нижним бачком. Они удобны тем, что имеют куда большую емкость для лакокрасочного материала, чем образцы современного оборудования. Но таким бачком при окраске можно задеть крышу, да и краскозаборная трубка в них не достает до дна, т. е. всегда определенное количество материала остается неизрасходованным. А это уже весьма серьезный недостаток.

Дюзы.

Каждый производитель окрасочного оборудования четко оговаривает, какая дюза для какого лакокрасочного материала, какого производителя и какого вида выполняемых работ подходит. Но можно вывести следующие закономерности, подсказанные опытными специалистами в области покраски автомобилей:
Для нанесения базы нужно применять дюзы 1,3-1,4 (для светлых цветов лучше 1,3).
Для лака можно использовать 1,4 и даже 1,5, особенно если речь идет о покраске крупномасштабных деталей. Понятно, что с дюзой 1,3 заливать капот довольно-таки трудно. Естественно, при работе с подобными деталями иглу открывают на всю катушку, но подача лакокрасочного материала все равно остается весьма малой. С дюзой 1,4-1,5 подача уже больше.
Для акрила дюза нужна такая же, как и для лака.
Для грунта — примерно 1,6-1,8.
Под жидкую шпатлевку желательно иметь отдельный пистолет (да и под грунт хорошо бы тоже отдельный) с большой дюзой 2,5-3,0.

Как происходит покраска?

На рисунке отображено как выходящий из форсунки воздушный поток образует перед ней зону (2)смешивания с материалом, который поступает из отверстия форсунки (1). При смешивании, краска разделяется на мелкие капельки.

Чем больше давление и поток воздуха, тем меньше величина капелек. На пути к объекту (зона 3) размер капелек больше не меняется. Этот процесс должен быть налажен таким образом, чтобы величина капелек была оптимальной.

При равной скорости энергия капелек увеличивается вместе с увеличением их диаметра, это значит, что чем больше размер капель, тем большей энергией движения они обладают, и при этом сохраняют направление своего движения даже при изменении направления воздушного потока у основания изделия (зона 4).

Если размер капель меньше оптимальной, то они обладают настолько малой энергией движения, что они вместе с воздухом в виде тумана (перераспыла) уходят в воздухоотвод, превращаясь в переработанный воздух (зона 5).

А что же происходит с краской при использовании системы LVLP? В зоне смешивания 2 (рисунок В) образуется тонкокапельная струя с высокой первоначальной скоростью, которая в дальнейшем распадается на мелкие капельки. В процессе движения эти капельки несколько раз распадаются на более мелкие, при этом увеличивая первоначально заданную скорость и сохраняя направление движения.

Из-за пониженного расхода воздуха, уменьшился объем зоны изменения направления воздушного потока (4). Вследствие чего большее количество капель стало попадать на поверхность, то есть снизился и отвод полезной краски.

Возле поверхности, капельки двигаются с очень высокой скоростью, и, попадая в зону изменения движения потоков воздуха, продолжают двигаться по прямой. В результате чего и была достигнута отметка переноса материала до уровня 75-85% по сравнению с системой HVLP(60-70%). Из рисунка видно, что толщина зоны 5 в системе LVLP на две трети меньше. Следовательно — уровень перераспыла значительно снижается, что позволяет сократить расходы на краску.

Принцип действия и устройство окрасочного пистолета

Принцип действия и задачи всех окрасочных пистолетов одинаковы — разбить ЛКМ при помощи воздушного потока в аэрозоль и сформировать факел распыла с максимально однородной плотностью в нём капель ЛКМ.

В окрасочных пистолетах предусмотрено 2 воздушных канала с общим регулятором подачи воздуха:
— Первый подходит к самой дюзе и обеспечивает разбив ЛКМ на капли. Величину капель определяет давление и количество подаваемого воздуха: выше давление и поток — капли меньше; ниже— капли больше
— Второй воздушный канал подходит к боковым отверстиям распыляющей головки и имеет отдельный регулятор. Он отвечает за формирование необходимого факела распыла. При полном закрытии этого канала мы получим факел круглой формы. При открытом канале на основной (центральный) факел с обеих сторон устремляются дополнительные воздушные потоки, тем самым, как-бы, «сплющивая» его. Благодаря этой регулировке факел приобретает плоскую форму, и каждый маляр имеет возможность настроить размер и форму факела распыла ЛКМ под свои нужды.

В пистолетах с нижним расположением бачка, а также в специальных моделях для очень вязких материалов (гелькоутов, клеевых, антикоррозионных составов и т.д.) с верхней подачей, предусмотрена дополнительная подача воздуха и непосредственно в ёмкость с ЛКМ. Внутри ёмкости создаётся избыточное давление. Тем самым достигается принудительная подача материала к дюзе.

Устройство окрасочного пистолета

Распыляющая головка — обеспечивает распыление ЛКМ с наружным смешиванием. Выступы с отверстиями создают потоки воздуха, помогающие сформировать распыляемый поток материала в характерный веер (факел распыла). Без боковых струй воздуха распыляемая струя будет иметь округлую форму вместо эллиптической. Регулирование количества отведенного к воздушным выступам воздуха контролирует ширину веера распыления. Регулировка выполняется с помощью клапана(5).
Дюза(Окрасочное сопло)- деталь, имеющая строго калиброванное отверстие. Её основная цель состоит из трех частей: чтобы дозировать поток, направлять его и служить пазом для иглы. В некоторых конструкциях выпрямление воздушно-капельного потока обеспечивает диффузор или дефлектор потока воздуха(Walcom GEO). Для материалов разной вязкости используются дюзы с отверстиями различного диаметра.
Игла служит для дозированной подачи, ограничения или перекрытия потока ЛКМ. Приводится в движение курком(8). Как правило, чтобы обеспечить абсолютное перекрытие потока без протечек, производители притирают иглу с дюзой(2), поэтому каждой дюзе соответствует своя индивидуальная игла (они и поступают в продажу комплектом).
Корпус с рукояткой — самая большая часть окрасочного пистолета. Для пистолетов премиум и бизнес-класса корпус изготавливается из цельного куска алюминиевого сплава путём механической обработки и высверливания внутренних каналов, что обеспечивает их очень высокую точность калибровки. Для пистолетов эконом-класса используется метод литья (о чём может свидетельствовать шов или следы от его обработки).

Клапан регулировки факела регулирует подачу воздуха ко 2-му воздушному каналу. Когда клапан полностью открыт, воздух направляется к воздушным выступам и ширина веера распыления будет максимальной. Когда клапан закрыт, пятно распыления будет круглым или иметь минимальный размер. Может располагаться как на задней части выше клапана регулировки подачи краски (Walcom, DeVilbiss), так и сбоку окрасочного пистолета (SATA).
Клапан регулировки подачи краски служит для регулировки количества ЛКМ, а также может дозировать поток благодаря сужению иглы (3). Всегда находится на линии расположения иглы тыльной части пистолета. Регулировка заключается в ограничении хода курка(8) и самой иглы.
Воздушный клапан находится под курком (8). Им же и приводится в действие. Служит для подачи сжатого воздуха в оба канала окрасочного пистолета.
Курок — орган управления в процессе покраски. При нажатии — курок сначала давит на воздушный клапан(7), тем самым, открывая проход сжатому воздуху. Если курок поджать больше, то начинает сдвигаться игла (3) и краска увлекается потоком воздуха.
Клапан регулировки подачи воздуха — регулирует количество подаваемого в пистолет воздуха. Может находиться как снизу рукоятки (Walcom, DeVilbiss), так и на задней части пистолета под клапаном регулировки подачи краски (6) (SATA).
Канал подачи сжатого воздуха может укомплектовываться штуцером быстросъёмного соединения (12) либо штатным манометром (13) для контроля и регулировки входного давления.
Канал подачи ЛКМ место подвода ЛКМ. Может находиться как сверху (для пистолетов с верхней подачей), так и снизу (для пистолетов с нижней подачейи промышленных пистолетов).

Важно помнить, что отдельно сами по себе эти части не гарантируют успешной работы пистолета. Они должны подбираться в комплекте, в зависимости от типа распыляемой краски, вида обрабатываемой поверхности, давления воздуха, скорости выполнения работы. Хотя для универсальных работ надлежащий режим обуславливается комплектацией пистолета на заводе- изготовителе.

Инструменты для нанесения лакокраски на кузов автомобиля

Наш сегодняшний разговор посвящен основному инструменту на покрасочном участке – окрасочному пистолету. Но, для того, чтобы этот разговор не был слишком поверхностным, мы возьмём только одну группу краскопультов – пистолеты системы HVLP (High Volume Low Pressure – большой объем воздуха при малом давлении), и попытаемся непредвзято ответить на несколько наиболее актуальных вопросов. А именно:

«В чем преимущества такого пистолета, и каковы его недостатки»?

«В каких случаях следует покупать только пистолет HVLP, а в каких лучше будет воспользоваться пистолетом среднего давления»?

«В чем различия пистолетов системы HVLP  у разных производителей»?

Как обычно, нас консультируют ведущие технические специалисты в этой отрасли.

 

 

Давайте начнем, с того, что такое HVLP-технология и откуда она появилась. С момента изобретения первых окрасочных пистолетов в автомалярном деле использовалась традиционная конвенциональная система распыления. В плюсы конвенционального способа переноса ЛКМ на поверхность можно записать хорошую атомизацию (распыляемость)  материала при нанесении и отличный внешний вид конечного покрытия. Самым же главным минусом конвенциональных пистолетов является маленький коэффициент переноса. А это очень важная характеристика, позволяющая определить эффективность окрасочного оборудования. Коэффициент переноса высчитывается на основании объема лакокрасочного материала, оставшегося на изделии по отношению к общему количеству использованного материала при окраске. У традиционных пистолетов КП составляет около 40%. Рабочее давление таких пистолетов составляет до 5 бар, при этом на выходе из воздушной головы давление снижается незначительно. Естественно, при столь высоком давлении материал вылетает из сопла с очень высокой скоростью и разлетается по сторонам, как до соприкосновения с окрашиваемой деталью, так и после удара о неё.

 

Появлению краскопультов HVLP предшествовала директива американских экологов, ограничивающая  выброс летучих органических веществ  (VOC) в атмосферу. По этой директиве окрасочное оборудование должно было иметь коэффициент переноса не ниже 65%. Довольно быстро эту идею поддержали и в Европе. Производители окрасочного оборудования откликнулись на эту законодательную инициативу созданием краскопультов с особым строением воздушных каналов, которые позволили качественно распылять краску и лак при выходном давлении всего в 0,7 бара. Входное давление у таких пистолетов составляет 2 бара. Для того, чтобы при столь низком давлении добиться качественного распыления, пришлось значительно увеличить объем подаваемого воздуха.

 

Распространение.

 

Пистолеты HVLP занимают сегодня в авторемонтной сфере около 35% рынка. Впрочем, оценки экспертов разнятся. «По нашим данным, в России в авторемонтной отрасли доля краскопультов HVLP составляет порядка 40-45%. Если говорить о других сферах – индустрия, мебельная промышленность – то там этот показатель еще меньше – порядка 30%» — считает Данил Крамаренко, руководитель технического отдела  SATA, компании «Лион-групп». Менеджер по продажам компании «Европроект-Новосибирск» Дмитрий Равдугин более осторожен в оценках: «Я думаю, что если принимать во внимание только рынок профессиональных авторемонтных услуг, тогда доля пистолетов этого класса составляет около 30-35%. Если же брать весь рынок автомалярных услуг, то таких пистолетов используется очень мало – не больше 7-10%. На Сибирском рынке, в гаражных мастерских, очень велика доля китайского инструмента, который, как правило, относится к простому конвенциональному классу».

 

В Европе технология HVLP распространена больше в силу экологических требований и других факторов. К примеру, на европейский рынок практически не поступает самый дешевый китайский инструмент, поэтому в среднем по Европе можно говорить о цифре 60%.Существует немало авторемонтных площадок, где используются исключительно пистолеты HVLP. Но было бы не правильным утверждать, что пистолеты этого класса имеют одни преимущества. Есть у них и некоторые недостатки, которые заметно затрудняют продвижение данной технологии на рынок.

 

Плюсы и минусы.

 

«Безусловными преимуществами технологии HVLP являются намного больший коэффициент переноса. Соответственно, если вы используете такой окрасочный пистолет, то получаете заметную экономию материала и уменьшение опыла. Это позволяет значительно уменьшить издержки на ЛКМ. Плюс к тому, из-за меньшего количества опыла, напольные фильтры в камере работают дольше. Снижение концентрации летучих органических соединений в воздухе окрасочной камеры положительно влияет на здоровье маляра» — делится своими соображениями Данил Крамаренко .

 

К недостаткам инструмента данного класса можно отнести высокую требовательность к качеству и объему воздуха. «Пистолет класса HVLP не сможет работать от бытового воздушного компрессора, питающегося от сети 220 В. – оппонирует Дмитрий Равдугин, — Такие компрессоры обладают производительностью не более 350 литров в минуту, а для пистолета класса HVLP нужен объем воздуха не ниже 400-420 л/мин, который может обеспечить только компрессор с трехфазным двигателем».

 

Высокий расход воздуха – одна из причин, по которой пистолеты этой системы не получили распространения на небольших автоцентрах.  К недостаткам можно отнести и требовательность таких краскопультов к точной регулировке давления. Дело в том, что давление 0,7 бар на выходе воздушной головы гарантируется только при входном давлении 2,0 бара – не больше и не меньше. И при нарушении этого требования возможно возникновение проблем с изменением цветового оттенка, если мы говорим о нанесении базовых покрытий.

 

Производители.

 

На рынке Сибири наиболее широко распространены пистолеты таких известных производителей, как Sata и DeVilbiss.

 

В ассортименте компании SATA представлен широкий ряд краскопультов HVLP-технологии для нанесения различных типов материала с разными диаметрами дюз. Для нанесения грунтов и праймеров как в шлифуемой версии так и «мокрым-по-мокрому» используется серия SATAjet 100 B.

 

 «В премиум-сегменте для нанесения финишных покрытий представлена новейшая модель SATAjet 4000 B, где впервые используется дюза «1,3 С» (Clearcoat) – специально для нанесения лака в версии HVLP.  – рассказывает Данил Крамаренко — Кроме того, в этой серии используется еще немало новшеств и инноваций – вес по сравнению с предыдущей серией стал меньше на 15%, более удобным стал корпус пистолета, снижен шум при работе. Изменилась регулировка формы факела – теперь от круглого до максимально плоского достаточно повернуть ручку всего на ¼ оборота. Также воздушная голова благодаря крупной резьбе снимается теперь меньше чем за 1 оборот. Изменена форма всех регуляторов – стало удобнее настроить пистолет, как в перчатках, так и без них. Особая форма курка защищает уплотнение иглы и воздушного штока от попадания опыла. По словам маляров, опробовавших новую модель – факел при окраске стал более «мягким».

 

Кроме того, компания Sata предлагает минипистолет HVLP-технологии для небольшого объема работ — SATAminijet 3000 B, для которого недавно был разработан ряд дюз «SR» (SpotRepair ), отличающийся особой формой факела, более удобной для локального ремонта. Стоит отметить, что SATAminijet выпускается только в варианте HVLP.

 

Кроме того, существует серия SATAjet 1000 B, которая предназначена для самого широкого спектра применения – это нанесение любых видов ЛКМ, включая водные, клеев и защитных составов.

 

DeVilbiss производит две базовых модели, которые комплектуются головками HVLP.  Это краскопульт GTIPRO и минипистолет SRIPRO. Здесь следует отметить, что у инструмента этой марки есть важная особенность – на один и тот же пистолет можно надевать разные головки, меняя тем самым не только размер дюзы, но и выходное давление. Таким образом, один и тот же пистолет с разными головами может работать, как по технологии HVLP, так и по технологии Trans Tech (среднее давление). К примеру, к пистолету GTIPRO компания DeVilbiss производит три головки: h2 – головка системы HVLP, T1 – универсальная головка среднего давления Trans Tech, которая оптимально подходит для нанесения любых ЛКМ (красок, лаков, жидкой шпатлевки и т.д.) и T2 – головка среднего давления, идеальная для нанесения лаков). Меняя головки, вы сможете подобрать оптимальный для себя режим нанесения для каждого конкретного случая.

 

В целом, в России сложилось устойчивое мнение, что HVLP-система подходит больше всего для базовых покрытий, а на покровных лаках ведет себя плохо. Но это не совсем так, в действительности  лаки можно наносить так же качественно, как и в случае использования пистолетов сниженного давления (Trans tech – у DeVilbiss и RP – у Sata). Однако это потребует чуть большей квалификации маляра и времени для привычки работы с этой системой. Еще одной особенностью является большее потребление воздуха, что требует от авторемонтных предприятий запаса по производительности компрессора, поскольку качественная атомизация материала в данном случае достигается не путем высокого давления, а за счет большого объема воздуха. Наносить лак с помощью пистолета HVLP вы будете немного медленнее, чем с помощью традиционного конвенционального пистолета или инструмента со средним давлением распыла, так или иначе, преимущества системы намного весомее возможных трудностей.

Краскопульт лвлп для покраски автомобиля: отзывы и опыт

Окрашивание крыла ЛВЛП краскопультом является сегодня наиболее перспективной техникой, учитывая, что она представляет собой определенный компромисс между HVLP и HP способами нанесения лакокрасочных материалов на поверхность. К достоинствам LVLP-технологии относятся высокий перенос краски и лаков (от 75% до 80%) на окрашиваемые плоскости, небольшое потребление сжатого воздуха и слабая реакция на перепады давления.

По сравнению с другими видами краскораспылителей, LVLP-технология позволяет окрашивать труднодоступные места намного легче за счет увеличения расстояния от краскопульта до окрашиваемой поверхности на 5-10 см при нанесении на крыло автомобиля лака или краски. Распылитель LVLP представляет собой промежуточную модификацию, давление воздуха на выходе из которой меньше, чем у обычных пистолетов, но больше, чем у HVLP.

Отзывы специалистов о краскопультах LVLP только положительные: большинство из них единодушно считают данный способ покраски автомобилей самым лучшим для профессионалов. Особенно много положительных отзывов о распылителе форте LVLP SG-160 Profi. Производительность мастеров при работе с такой технологией может составлять до 50 м² окрашиваемой поверхности в смену. Однако чтобы работать таким пистолетом, необходимо иметь определенный навык, иначе будут гарантированы подтеки.

Как держать пистолет?

Краскораспылитель всегда нужно направлять только под прямым углом к окрашиваемой поверхности, то есть продольная ось дюзы должна располагаться перпендикулярно крылу автомобиля, иначе качественного результата, осуществляя окраску крыла, получить не удастся. Если держать распылитель под другим углом, отличным от прямого, процесс пойдет неравномерно, и в одной части поверхности краска ляжет тоньше за счет того, что расстояние от факела до нее будет больше, а в другой части крыла, где расстояние от факела будет меньше, окрасочный материал ляжет более толстым слоем.

Результатом неверного расположения пистолета относительно окрашиваемой поверхности могут стать перекосы слоев или рябь на однотонных лаках и красках, а на металликах это приведет к возникновению облаков или полос плохо прокрашенного материала. При этом расстояние от пистолета до объекта окраски следует сохранять на уровне от 15 до 20 см. Если не соблюдать рекомендуемую дистанцию и держать пистолет чуть ближе к крылу, то могут возникнуть подтеки и появиться перекосы слоев за счет того, что слой окрасочного материала станет толще, поскольку концентрация краски на единицу поверхности будет выше. Если же пистолет будет находиться дальше от окрашиваемой площади, чем рекомендуемая дистанция, то покрытие будет шероховатым, кроме того, появится перерасход лакокрасочных материалов.

Скорость движения пистолета

Количество наносимых на поверхность крыла материалов напрямую зависит от того, как быстро движется краскораспылитель относительно поверхности. При быстром движении будет формироваться более тонкий слой, а при медленном — более толстый. Однако слишком быстрое движение может привести к тому, что пленка на поверхности крыла может вообще не сформироваться, поскольку материала будет настолько мало, что капли не смогут сливаться друг с другом, образуя пленку. В том случае, если краска разведена жидко, а подача ее поставлена на максимум, то быстрая скорость движения пистолета во время работы становится необходимостью.

При движении распылителя важно сохранять постоянную скорость: она не должна замедляться по краям детали и ускоряться в центре крыла. Работать нужно ритмично и аккуратно. Рекомендуемая скорость передвижения краскораспылителя системы LVLP вдоль окрашиваемой площади равна примерно 40-50 см/сек. Это означает, что на детали среднего размера затрачивается около 2 секунд за один проход от края до края. На эту величину могут действовать, слегка ее изменяя, такие моменты, как размер факела, степень его перекрытия, настройки пистолета и расстояние до окрашиваемой поверхности. Получить одинаковые результаты покрытия можно, например, если быстрее передвигать пистолет с большей подачей материалов или медленнее с меньшей подачей. А также если быстрее перемещать распылитель с большим перекрытием факела или медленнее с меньшим перекрытием.

Начало движения

Начинать движение краскораспылителя системы LVLP рекомендуется с верхнего левого края детали, слегка в стороне от цели, при этом спусковой крючок должен быть частично нажат, чтобы обеспечить подачу воздуха. Чуть-чуть не доходя до начала поверхности, следует нажать на крючок полностью, открыв подачу покрасочного материала, и держать крючок полностью нажатым в продолжении всего перемещения над поверхностью до того момента, когда произойдет выход за ее противоположный край. После перемещения за противоположный край нужно частично отпустить крючок, прервав подачу покрасочного материала так, чтобы подача воздуха продолжалась.

Затем следует сдвинуть краскораспылитель вниз на такое расстояние, которое обеспечивает необходимую степень перекрытия полос, и двигаться в обратном направлении в том же порядке. Корректировку степени перекрытия полос, а также корректировку расстояния от пистолета до крыла и скорости его перемещения необходимо производить, мгновенно реагируя на любые, даже самые незначительные отклонения от выбранного режима окраски, обеспечивающего получение полностью равномерного слоя покрытия.

Последний штрих

Окраска крыльев автомобиля, как и других деталей с явно выраженными углами снаружи и внутри, является более сложной, чем покрытие стандартных плоских панелей. Поэтому в таких случаях используют специальную технику, называемую «последний штрих». По этой технике первыми окрашиваются внешние и внутренние углы крыла, затем его торцы, и только после этого прокрашивается лицевая часть поверхности.

Последовательность действий при окраске переднего крыла:

  1. Первыми следует прокрасить торцы и места болтовых соединений, начиная с верхней площадки.
  2. Затем нужно перейти на место под поворотник, на передний торец и покрыть его краской.
  3. После можно перейти вниз для окраски нижних торцов и колесной арки.
  4. Теперь следует прокрасить последний торец, смотрящий на переднюю дверь.
  5. И только теперь можно окрашивать всю лицевую часть крыла.

По точно таким же правилам окрашивается дверь: сначала окрашиваются торцы и внутренняя сторона поверхности и только потом — лицевая часть двери.

Чтобы избежать подтеков при окраске крыла, учитывая резкие перегибы и изломы его поверхности, покрытие на этих участках следует наносить не центральной частью факела, а только его периферийной частью. При этом внутренние углы лучше окрашивать отдельно по каждой стороне. Сначала вертикальным проходом окрасить одну сторону угла, затем пройтись по основной поверхности горизонтальными проходами, а потом проделать все то же самое с противоположной стороны.

Пробное распыление

Перед тем как начать основную работу, можно произвести пробное распыление, которое позволит обнаружить возможные дефекты в настройке краскопульта и вовремя устранить их, не повредив окраску крыла. Для этого можно прикрепить на стену лист маскировочной бумаги, выставить на пистолете необходимое давление, сначала выкрутить максимально регулятор ширины факела, а затем его слегка убавить, после чего еще раз подрегулировать давление. Затем рекомендуется полностью закрыть регулятор подачи окрасочного материала и снова открыть его на 2 полных оборота.

Теперь можно начать пробное распыление: следует поднести распылитель перпендикулярно поверхности бумаги на рекомендуемое расстояние, нажать максимально на рычаг и сразу же отпустить его. Оставленный след должен иметь сигарообразную форму, полностью прокрашенную внутри, со слегка размытыми плавными краями снаружи. Если обнаружены подтеки, значит, нужно отрегулировать подачу материала, либо распылитель находился слишком близко к поверхности. Кроме того, подтеки могли быть вызваны излишне длительным временем распыления во время теста.

Что значат аббревиатуры HVLP, LVLP и др — Полезная информация — Каталог статей

Часто при описании краскораспылителей используются иностранные аббревиатуры HVLP, LVLP и т.д. Что они обозначают? Современные пневматические краскораспылители можно разделить на три основные группы:

  • конвенциональные (высокого давления)
  • краскораспылители HVLP (низкого давления)
  • краскораспылители среднего давления, LVLP, RP.

Конвенциональные пневматические краскораспылители были изобретены в начале ХХ века, поэтому иногда их еще называют «традиционными». В этих краскораспылителях давление сжатого воздуха на входе в краскораспылитель и давление распыления на воздушной головке примерно одинаковы (около 3-4 бар). Конвенциональные краскораспылители обеспечивают превосходное качество распыления материала и однородность окрасочного факела, но основным их недостатком является низкий коэффициент переноса материала на изделие, обычно не превышающий 45 %, связанный с повышенным образованием окрасочного тумана.

Краскораспылители системы HVLP (от англ. High Volume Low Pressure — высокий объем, низкое давление) были разработаны в начале 80-х годов ХХ века вследствие ужесточения экологического законодательства. Данный вид краскораспылителей обеспечивает перенос материала на изделие свыше 65%. Снижение потерь материала на образование окрасочного тумана достигается за счет того, что частички материала, распыленные при низком давлении сжатого воздуха (0,7 бар на воздушной головке), имеют невысокую скорость и образуют «мягкий» окрасочный факел, равномерно настилающийся на изделие. Следует отметить, что краскораспылителям системы HVLP для эффективного создания окрасочного факела при низком давлении распыления требуется значительно большее количество сжатого воздуха по сравнению с конвенционными краскораспылителями, что требует применения более мощных компрессоров. Еще одним недостатком краскораспылителей системы HVLP является незначительное ухудшение декоративных свойств образующегося покрытия, например, появление шагрени, поскольку в данном случае средний размер частичек в окрасочном факеле больше, чем в случае распыления при высоком давлении.

Краскораспылители среднего давления по сути представляют собой логичный компромисс, который позволил совместить достоинства конвенциональных краскораспылителей и краскораспылителей системы HVLP, устранив их основные недостатки. В краскораспылителях среднего давления распыление лакокрасочного материала происходит при среднем давлении сжатого воздуха (около 1,2 бар на воздушной головке), что позволяет получать лакокрасочные покрытия высокого качества и при этом обеспечивает коэффициент переноса материала на окрашиваемое изделие, превышающий 65 %. В данном случае производителям краскораспылителей не удалось договориться о едином названии краскораспылителей данного класса, поэтому в технической литературе встречаются различные варианты: LVLP (от англ. Low Volume Low Pressure — низкий объем, низкое давление), PR (от англ. Reduced Pressure — сниженное давление), Trans-TechTM (от англ. Transfer Technology — технология переноса).

Следует отметить, что, несмотря на внешнее сходство, краскораспылители, относящиеся к различным описанным выше типам, отличаются друг от друга конструкцией внутренних воздушных каналов и строением воздушной головки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *