Что такое полуавтомат. Статья о сварочных полуавтоматах
Сварочный полуавтомат – это электромеханический прибор для выполнения сварочного процесса плавящимся электродом в виде проволоки путем механизированной подачи его к месту сварки (к сварочной ванне). Скорость подачи проволоки устанавливается сварщиком на самом аппарате, а скорость и стабильность скорости перемещения горелки вдоль шва зависит только от сварного.
Полуавтоматов есть большое множество. Для того чтобы их более-менее разделить, имеется классификация по способу защиты сварочной ванны от окислительных процессов. Поэтому разделение будет следующим:
- Полуавтоматическая сварка под слоем флюсов.
- Сварка в защитных газах (инертные или активные).
- Полуавтомат для работ порошковой проволокой.
Флюсованная проволока стоит немалых денег, поэтому более практично использовать сварочные аппараты предназначенные для работ в защитных газах. На сегодняшний день особенно полюбили сварку под флюсом производители якобы «очень доступных полуавтоматов». Данные аппараты по себестоимости недорогие, а посему очень доступны. Они привлекают покупателя ценой, отсутствием надобности покупки баллона с защитным газом. Но, есть и скрытые недостатки: качество шва намного хуже, чем у аппаратов с защитным газом, очень дорогостоящая флюсованная проволока.
Порошковую проволоку используют при сварке на полуавтоматах с защитным газом.
Каждый полуавтоматический аппарат состоит из следующих незаменимых блоков:
- источник тока для электродуговой сварки,
- редуктор с двигателем для перемещения проволоки,
- горелка с рукавом,
- сварочный кабель для подключения зажима к свариваемой детали (это чтобы замкнуть сварочную цепь),
- рукав для подачи газа к входному штуцеру аппарата,
- баллон с понижающим давление редуктором,
- система управления, которая управляет пуском, остановкой проволоки, регулировками скорости подачи и мощности дуги.
Сварочные полуавтоматы можно разделить еще на две категории согласно исполнения:
Применение и преимущества полуавтоматической сварки металла
04.09.2018
Полуавтоматическая сварка относится к классу термических способов соединения металлических заготовок, которые в месте соединения дугой разогреваются до жидкого состояния. Металл проволоки электрода плавится, затекает и застывает в зазоре, обеспечивая неразъёмное соединение.
Полуавтоматической называют потому, что в этой разновидности дуговой электросварки электрод в виде непрерывной проволоки автоматически подается с катушки в зону соединения роликовым механизмом одновременно с подачей защитного газа аргона в смеси с углекислым газом (80 и 20 % соответственно). Все остальные операции обычно ручные.
Проволока подается без специальной обмазки. Сварочную ванну (зону, где металл уже жидкий) защищают от кислорода подачей потока инертного газа через сопло горелки. Расход этого газа регулируется вентилем вручную. Газ должен быть нейтральным по отношению к расплавленному металлу, чтобы не окислять его.
Полуавтоматическая сварка металла применяется:
- в машиностроении – авиационной и автомобильной промышленности, ракетостроении, в производстве нефтегазового, химического оборудования;
- при сварке цветных металлов и их сплавов: меди, бронзы, латуни, алюминия, силумина, магния и пр.;
- металлов, с большой температурой плавления – ванадия, титана, вольфрама, циркония, ниобия и пр.;
- для изготовления труб со спиральным и прямым швами;
- при производстве автомобильных колес;
- для конструкций летательных и транспортных аппаратов;
- в атомном машиностроении – для разных трубопроводов и их элементов, насосов, теплообменников и т. д.;
- для узлов из высоколегированных, т. е. нержавеющих сталей и другого.
Достоинства полуавтоматической сварки
Сварка в защищающем газе характеризуется такими положительными свойствами:
- имеет хорошую защиту жидкого металла от воздействия воздуха в процессе соединения;
- на шве не образуется окисная и шлаковая корка;
- можно варить не только горизонтальные, но и вертикальные и даже потолочные швы;
- можно вести постоянный контроль и регулировать процесс на любой стадии;
- скорость процесса больше, в сравнении с ручной электродуговой электродом с обмазкой;
- стоимость сварки в углекислом газе доступна по цене.
Полуавтоматическая сварка. Как выбрать полуавтомат сварочный :: SYL.ru
Современная сварочная техника характеризуется тем, что представлена в невероятном разнообразии оборудования, посредством которого реализуются разные способы сварки. В сварочном производстве ведущее место отведено дуговой сварке плавлением. При этом расплавление металла реализуется за счет тепла, которое выделяет электрическая дуга, пылающая между электродом и свариваемыми деталями. В качестве одного из вариантов такого соединения деталей служит полуавтоматическая сварка при помощи плавящегося электрода. Следует рассмотреть этот процесс как можно подробнее.
Особенности
Полуавтоматическая сварка предполагает, что плавящийся электрод будет подаваться механизированным способом. Электрод перемещается вдоль шва с требуемой скоростью посредством ручного управления со стороны сварщика, для чего используется сварочная горелка. От воздействия окружающей среды сварочный шов защищается посредством подачи в зону сварки защитного газа, или гранулированного флюса, или обоих веществ одновременно.
Краткое описание процесса
Если используется аппарат полуавтоматической сварки, то дуга горит плавящимся электродом между электродной проволокой и изделием при непрерывной подаче первой в дугу. Дугой производится расплавление проволоки и кромок изделия, благодаря чему образуется цельная сварочная ванна. Происходит ее затвердевание по мере перемещения дуги с образованием шва, которым соединяются кромки изделий. Электродом обычно служит либо сплошная проволока, либо трубчатая. Защитой сварочной ванны служат флюсы или газы, к примеру аргон, углекислый газ, гелий и смеси.
Стадии процесса
Полуавтоматическая сварка как процесс представляет собой совокупность электрических и физических явлений, которые протекают от начала сварки до ее окончания. У самого процесса можно условно выделить три главные стадии: начало, стабильное течение и завершение. Начало представляет собой отрезок времени, который требуется для установления процесса до конкретно заданного режима сварки. Данная стадия является важнейшей для качества сварного соединения. Начало сварки должно быть минимальным по продолжительности. Эту процедуру выполняют как с касанием электрода и изделия, так и без него.
Стабильная стадия
Под стабильным течением процесса подразумевается отрезок времени, требуемый для сохранения неизменности заданного режима сварки при образовании сварного шва. Этот процесс предназначен для получения сварного соединения, имеющего неизменные заданные свойства и размеры по всей протяженности шва. Процесс считается стабильным, если его тепловые и электрические характеристики не изменяются во времени либо их изменение соответствует определенной программе.
Завершение процесса
Под окончанием процесса сварки понимают отрезок времени, который требуется для перехода от стабильного течения процесса до обрыва дуги в момент прекращения сварки. Обычно используются два способа окончания сварки: посредством естественного обрыва дуги после того, как будет остановлена подача проволоки при включенном источнике питания дуги; посредством принудительного обрыва дуги в момент обесточивания сварочной цепи при одновременной остановке подачи проволоки.
Существует несколько видов, каждый из которых стоит рассмотреть.
Под слоем флюса
В зону сварки подается флюс из воронки, расположенной на специальном держателе. Между используемой проволокой и изделием горит дуга, которая непрерывно подается по рукаву и держателю. Она расплавляет проволоку, кромки изделия и флюс, образуя своеобразную ванну расплавленного металла, которую покрывает слой расплавленного флюса. Последний предназначен для защиты сварочной ванны от вредных внешний воздействий. Флюс вступает в химические реакции с вредными элементами, которые находятся в расплавленном металле шва. Сварщик вручную перемещает дугу вдоль шва посредством держателя с требуемой для этого скоростью. По мере перемещения происходит остывание шлака и расплавленного металла. Сварочный шов, который образуется, покрывает слой шлака. Удалить его довольно легко. Такая полуавтоматическая сварка производится при переменном и постоянном токе. Этот вид сейчас практически не используется, так как требуется производить все работы в нижнем положении, что не позволяет мастеру видеть сам процесс.
Сварка в защитных газах
Этот вид можно еще разделить на работу в активных газах, к которым относится азот, углекислый газ, аргон с кислородом, аргон с углекислым газом, а также в инертных, к которым относят аргон и гелий. Для сваривания стали и чугуна используется первый вариант, то есть с применением активных газов. Азот предназначен только для меди и медных сплавов. Для высоколегированных сталей, цветных металлов и их различных сплавов используются инертные газы.
Для этого нужна специальная горелка для полуавтоматической сварки, которая подает сварочное напряжение, проволоку и защитный газ. Для подачи напряжения используется полюс источника посредством токопровода, представленного в составе горелки. Для подачи проволоки применяется гибкий направляющий канал, где имеется специальный механизм подачи. Защитный газ в зону сварки подается от баллона при помощи регулятора давления, газового рукава, клапана и гибкого газового рукава, размещенного внутри горелки.
Сварщиком подводится горелка к месту соединения, нажимается кнопка, после чего клапан начинает подавать защитный газ для полуавтоматической сварки, от источника питания подается напряжение, а сварочная проволока подается посредством специального механизма. Конец сварочной проволоки, который выходит из токопроводящего мундштука горелки, замыкается на изделии, которое подключается ко второму полюсу источника. Это все приводит к образованию электрической цепи, по которой и происходит замыкание. Этот момент сопровождается моментальным расплавлением с взрывом конца проволоки. Подача проволоки к изделию продолжается, а в момент соприкосновения разогретым до красна концом проволоки производится возбуждение дуги. Дугой подаваемая проволока постоянно расплавляется у кромки изделия. Это приводит к образованию ванны расплавленного металла.
Из сопла горелки вырывается газ, который отвечает за защиту расплава от негативных внешних воздействий. Горелка перемещается сварщиком вдоль шва по мере необходимости. Требуемого качества шва можно добиться при поперечных колебаниях горелки, если в этом есть необходимость. Когда шов требуемой длины и качества наложен, мастер может отпускать кнопку на горелке. Для всех этих операций имеется четко прописанный ГОСТ.
Сварка полуавтоматическая без газа
В этом случае используется трубчатая сварочная проволока, внутри которой имеется флюс. При сварке он всплывает, чтобы вступить в контакт с вредными примесями.
Особенности оборудования
Автоматическая и полуавтоматическая сварка предполагает, что для работы используется определенное оборудование. С каждым годом появляются все более совершенные приборы. Сейчас на рынке можно встретить полуавтоматы инверторного типа, которые показали себя довольно эффективными. Огромный перечень преимуществ позволил этим агрегатам стать самым популярным видом сварочного оборудования среди всех существующих. Это обуславливается конструктивными особенностями. Эти приборы преобразуют переменный ток, входящий в них, в постоянный. С их помощью потом и производится полуавтоматическая сварка. Цена оборудования может составлять от 300 долларов и выше в зависимости от мощности и производительности.
Автоматическая и полуавтоматическая сварка: скорость и нюансы (видео)
Полуавтоматическая сварка и автоматическая позволяют получить высокую точность шва. Такая сварка имеет много преимуществ, нежели обычная ручная, поскольку процесс не зависит от уровня квалификации рабочего. Исходя из этого, можно проследить значительную экономию финансов, так как если работать с мастером высокой квалификации, то можно получить хорошее качество, но при этом высокую стоимость. Если же экономить на уровне квалификации, в данном случае будет страдать качество сварки.
Схема устройства сварочного полуавтомата.
Сущность автоматизированного процесса состоит в механическом перемещении электрода вдоль шва и подачи электрода в дугу. Автоматически поддерживается длина дуги. Особенности полуавтоматической сварки состоят в том, что происходит механизированная подача электрода непосредственно в зону сварки, однако электрод вдоль шва перемещается вручную.
Читайте также:
Что такое бура и как правильно ее использовать.
Как варить электродами по нержавейке.
О флюсе для пайки читайте здесь.
Принципы, которые вложены в работу полуавтоматической дуговой сварки, и ее особенности
Дуговая сварка встречается двух видов: это автоматическая и полуавтоматическая дуговая сварка. Автомат прекрасно подойдет для массового производства или серийного. Для мелкосерийного лучше всего использовать полуавтомат. В индивидуальном случае применяют ручную дуговую сварку. Не всегда для предметов, на которых нужно осуществить сваривание, хорошо подходит автоматический процесс. Например, сварные швы могут быть короткими или иметь достаточно сложную конфигурацию, а также могут быть неудобно расположены. Существует несколько вариантов полуавтоматической дуговой сварки:
- Сварка, которая производится с помощью лежачего электрода или наклонного.
- Шланговая сварка.
Классификация дуговой сварки.
В первом случае используется электрод, который имеет толстую смазку, ложится на предмет, который прикрыт писчей бумагой. После этого на него ложится большой прижимной брусок, который обязательно должен быть из меди. В этом бруске необходимо наличие канавки, которая позволит передвигаться электроду. К электроду подводится сварочный ток. Он крепится на свободный от смазки конец, который для удобства имеет согнутую форму.
Зажигание дуги происходит специальным зажигательным стержнем, который подносят к концу электрода, что примыкает к изделию.После загорания дуга временно становится невидимой, поскольку она ползет под брусок по электроду, расплавляя его. Таким образом, вдоль него формируется наплавленный валик. Длина самого электрода и определяет длину шва, который необходимо наплавить. Чтобы изменить ее, следует просто взять электрод необходимой длины. Он может иметь до 12 см вдоль и до 0,8 см в диаметре.
Если воспользоваться вторым вариантом, то можно изменять сечение наплавленного металла в зависимости от изменения угла. Для этого существуют определенные пределы. Что в первом, что во втором вариантах электрод опирается на изделие, при этом стержень в обоих случаях изолируется от предмета благодаря обмазке, которая выступает так называемым козырьком.
Вернуться к оглавлению
Шланговая полуавтоматическая дуговая сварка
Схема полуавтоматической шланговой сварки.
Вместе с другими видами, данный вариант сварки получил достаточно широкое распространение. Изначально в шланговых полуавтоматах использовалась уникальная система сварки: она производилась за счет электродной тонкой проволоки, которая имела диаметр 4-5 мм.
Вся работа осуществлялась на маленьких сварочных токах. Из-за того, что проволока имела большой диаметр сечения, сам шланг был тяжелым и неудобным, поскольку не мог обеспечить необходимую гибкость при работе. К тому же из-за маленькой производительности не достигался необходимый результат, поэтому предпочтение отдавали применению ручной сварки.
Созданию более удобного шланга для сварки послужило уменьшение толщины проволоки до 0,2 – 0,25 см, а также ее покрытие флюсом – это дало возможность увеличить сварочный ток. Теперь шланг стал более гибким, не таким тяжелым и удобным для работы.
Вернуться к оглавлению
Сварка под флюсом, ее основные возможности и принцип работы
Автоматическая и полуавтоматическая сварка под флюсом – это высокопроизводительный процесс, поскольку она позволяет хорошо обеспечить технологичность в производстве. Чаще всего используется для изготовления и соединения технологических трубопроводов.
Схема сварки под слоем флюса.
Принцип ее действия состоит в том, что сварочная дуга находится между предметом, который непосредственно сваривается и электродной голой проволокой. При этом она плотно прикрыта слоем сыпучего вещества, которое и называется флюсом. Он практически выполняет ту же самую роль, что и прикрытие сварочной дуги при ручной сварке. К тому же можно не прикрывать глаза защитными приспособлениями, поскольку флюс полностью закрывает источник горения, поэтому опасность их повредить сильно уменьшается.
Такой процесс осуществляется благодаря сварочной головке. В автоматическом процессе она перемещается, соответственно, автоматически, а вот при использовании полуавтомата головка вдоль шва перемещается вручную.
Подготовке кромок сварных труб для автомата и полуавтоматической сварки уделяют больше внимания, чем ручной. Это объясняется тем, что обеспечивается большая жидкотекучесть и точность в процессе, поэтому необходимо при сборке установить одинаковые зазоры и разделки фасок.
Только при таком условии можно получить идеально точный размер и толщину шва, а также отличное качество и отлаженную производительность процесса.
Благодаря тому, что повышается коэффициент наплавки, увеличивается плотность тока и растет скорость самой сварки. Полуавтоматы могут увеличивать производительность под слоем флюса практически от 2 до 5 раз больше, чем ручная сварка.
Вернуться к оглавлению
Варианты использования флюса в зависимости от характеристик стали
По характеристикам стали определяют, какую именно марку флюса нужно применить, например:
- низкоуглеродистая или малоуглеродистая сталь – применяются флюсы ФЦ-9, АН-348А, ОСЦ-45;
- высоколегированные стали – используется флюс ФЦЛ-2;
- углеродистые и легированные стали – необходим флюс неплавленный керамический КВС-19 или К-2;
Что касается всех остальных труб, то для сварки обычно используется холоднотянутая калиброванная проволока.
Диаметр такой сварочной проволоки от 0,3 до 12 мм. Однако наиболее часто используется сечение от 0,8 мм до 5 мм. Ее химический состав может быть различным.
Вернуться к оглавлению
Сварочный пост и его конструкция
Схема соединения сварочного поста.
Сварочный пост – это рабочее место мастера. Оно оснащено различными инструментами и еще целым комплектом технологического приспособления, которое необходимо для работы сварщику. Они могут быть двух видов: передвижные и стационарные.
Передвижной пост обычно применяется в том случае, если необходимо осуществить сварку на большом изделии. Обычно он расположен на свободном пространстве, при этом закрыт навесом во избежание попадания светового излучения. Еще могут использоваться защитные щиты.
Стационарный пост – это кабинка, которая имеет размер 2000х2500х2000, она не имеет крыши. Стенки ее изготавливают из нескольких материалов: брезента, тонкой стали или фанеры. Однако перед установкой нужно обязательно обработать огнеустойчивой смесью или раствором квасцов. Это позволит обезопасить работу сварщика. Пол обязан состоять из огнестойкого материала. Освещенность кабинки не может быть меньше 80 лк. Обеспечивается хорошая вентиляционная система. Отсос воздуха должен быть расположен таким образом, чтобы при сварке полученные газы были отведены от работника.
Сам процесс выполняется на столе высотой 500-700 мм при наличии чугунной крышки, которая должна быть 20-25 мм толщиной. Нельзя пренебрегать техникой безопасности, поскольку сварка может быть очень опасна, если не соблюдаются все положенные правила.
В кабине сварщика имеется магнитный пускатель или рубильник, который непосредственно обеспечит доступ тока при сварке.
как для работы с тонким металлом, таблицы – Виды сварочных аппаратов на Svarka.guru
Насыщенность домашних мастерских сложным электроинструментом профессионального уровня впечатляет. Но не все паспортные возможности оборудования используются. Как настроить полуавтомат сварочный на металл различного сечения, перенастроить на алюминий, нержавейку – сухой информации инструкции недостаточно. Обратимся к знаниям производственников.
Внешнее влияние на настройки
Изменение пространственного положения шва, усиление катета, толщины, конфигурации стыков одного металла потребуют разных настроек. Основные настройки полуавтомата (ПА):
- Напряжение дуги; регулировка отражается на изменении величины тока.
- Ток – подача проволоки; увеличение скорости подачи проволоки отзывается пропорциональным ростом величины тока и наоборот.
- Расход газа задаётся с опорой на основные параметры, регулируется оценкой качества шва при исключении порообразования.
Первичная настройка параметров сварки проводится по усреднённым табличным значениям.
Далее по результатам тестового прохода режимы электродуговой сварки в среде защитных газов подвергаются корректировке.
Для опытного практика даже звучание зажжённой дуги информативно. Придётся с приобретением полуавтомата привыкать к его особенностям, необходимости подстраивать под изменения:- Комплектация и сборка ПА с равноценными характеристиками отличаются начинкой, различие в настройке встречаются у одного производителя.
- Перепады напряжения сбивают настройки; трансформаторный ПА отключится, а инвертор может сгореть.
- Изменение состава защитного газа.
- Смена марки и диаметра проволоки.
- Повлияет даже незначительный ремонт или замена комплектующих.
Газозащита
Газопоток также относится к расчётным табличным величинам. Напрямую на настройку сварочного полуавтомата не влияет. Контроль упрощается, если редуктор оснащён 2 шкалами. Регистрация величины редуцированного потока воспринимается объективнее с установкой ротаметра.
Расходомер ротаметрический показывает подачу углекислоты (аргона) рабочего давления в постоянных величинах. Показание статического давление снизится, когда сработает курок горелки, создастся защитное облако. Начальный диапазон для ротаметра 6–10 л/мин, для редуктора с манометрами – 1–2 атм.Экономный расход подбирается по пористости шва: газопоток увеличивается, пока не исчезнут поры. В помещении с принудительной вытяжкой и на ветру в целях экономии предпочтительно воспользоваться порошковой самозащитной проволокой.
Подбор газовой смеси
Выбор смеси определяют требования качества исполнения и свойства материала:
- СО2 – идеальное предохранение сварочной ванны конструкционных сталей, глубокий проплав, но разбрызгивание и грубоватость шва для тонких работ не подходят.
- Смесь аргона и углекислого газа С25 (75% Ar; 25% CO2) – сочетание подходит для сварки тонколистовых конструкций, создаётся равномерный шов с минимумом брызг.
- Композиция из 98% Ar; 2% CO2 – для нержавеющих сталей.
- Для алюминия – аргон в чистом виде.
Настройка напряжения
Затраты мощности на горение дуги и плавление металла определяет настройка вольтажа. Энергозатраты возрастают с увеличением глубины провара (толщины материала) и диаметра проволоки.
Настройки бытовых ПА ступенчатые. Огрубление режимами min/max или многорежимные, с мягкой подстройкой как расширенный диапазон регулировки сварочного напряжения полуавтомата Wester MIG-110i на 10 установок.На внутренней стороне крышки кожуха находится таблица регламента установочных величин напряжения. Это главная подсказка производителя, печатается на модели, разнящиеся по мощности и техоснащению.
Итоговое решение, как настроить полуавтомат сварочный за оператором. Расплывчатые рекомендации не догма, основной критерий – глубина провара и прочность соединения.
Скорость подачи проволоки
Регулятор скорости подачи проволоки управляет силой тока. Величина подачи – одна из основных изменяемых характеристик. Устанавливается после выбора напряжения: скорость плавления определяет движение электрода в горелке.
Эта величина подлежит регулировке после смены марки и диаметра проволоки, изменения напряжения. Существуют ПА с автоматической подстройкой режима, но они в сегменте дорогостоящей аппаратуры.
Желательна тонкая настройка движения расходного материала для оптимизации корректировок. Излишнее ускорение приведёт к наплывам, замедление – к просадке, волнистости, разрывам шва. Баланс тока и напряжения, управляемого скоростью подачи, в сумме дают оптимальный валик.
Первый показатель несоответствия режима выявляется в действии – скорость подачи с зажжённой дугой снижается, но проволока не успевает плавиться, сгибается, липнет к заготовке, идёт активное разбрызгивание.
Недостаточность подачи – электрод инвертора сгорает до касания, забивается наконечник. Подбор режима скорость/ток под выставленное напряжение – первый шаг к профессионализму.
Скорости подачи проволоки в полуавтомате, таблица прямой зависимости влияния изменения настроек на конечный результат:
Полярность
Процедура изменения полярности проста. Под крышкой табличка с указанием, какой металл вид и проволоки требуют прямой или обратной полярности. Прямая – горелка подключается к клемме минус. При прямой полярности плавление проволоки ускоряется на 50%, но стабильность дуги падает.
Сварка порошковой самозащитной проволокой ведётся при прямой полярности. Максимум энергии тепловыделения расходуется на защиту шва. Флюс прореагирует без остатка. Склонность к разбрызгиванию компенсируется безразличием к недоочистке рабочих зон, и порывам ветра. Издержки в виде брызг и корки шлака – неизбежное зло.Цельная омеднённая в газовом облаке подсоединяется к положительной клемме. Подготовка материала к сварке связана с зачисткой проявлений коррозии, загрязнений стыков, разделки. Токопроводность возрастает с увеличением диаметра. Для заготовок большого сечения есть резон увеличить сечение проволоки.
Невнимание к такой «мелочи» приводит к падению качества: избытку брызг, снижению глубины сварочной ванны (непровару). Управление и контроль качества горения дуги существенно затруднится.
Вылет и выпуск проволоки
Длина вылета расходного электрода из контактной трубки (наконечника), величина рабочего зазора горелки влияют на качество неразъёмного соединения.
Важно! Коробление, непровар, прожиг избыток брызг – причины несоразмерности диаметра проволоки и величины выхода из сопла.
Взаиморасположение наконечника горелки относительно сопла в отдельных конструкциях меняется. Они располагаются на одном уровне, контактная трубка утапливается или выдвигается относительно сопла до 3,2 мм.
На коротком вылете ведётся швообразование конструкционных низколегированных сталей – увеличение расстояния разрежает прикрытие защитным газом. Флюсовую проволоку искусственно удлиняют для увеличения температуры плавления.
Настройка дуги
Уже простые модели ПА имеют верньер управления величинами индуктивности. Настройка жёсткости меняет температуру дуги, глубину проплавления при заметной выпуклости шва. Чувствительность деталей к перегреву, тонкие стенки теперь не препятствуют сварке.
Снижение сжатия токового канала (рост индуктивности) поднимает температуру плавления, проплав глубокий, сварочная ванна разжижается. Валик шва уплощается. Управление глубиной провара, температурой дуги и ванны – качественно новый уровень настройки сварочного полуавтомата.
Малые диаметры присадки делают дугу устойчивее, коэффициент наплавки растёт, глубина проплавления оптимизируется, разбрызгивание снижается. По выпуклости шва и величине разбрызгивания уточняется длина дуги: короткая даёт объёмный шов, длинная мешает концентрации расплава.
Индуктивность max | Индуктивность min |
Проплав углубляется | Низкотемпературная дуга |
Разжижение сварочной ванны | Брызгообразование усилено |
Валик шва ровный, гладкий | Валик шва объёмный |
Угловые, усиленные швы | Настройка полуавтомата для сварки тонкого металла |
Управление скоростью подачи проволоки
Переключатель активизации подачи проволоки бывает двухпозиционный (High/Low) или многоступенчатый. Припой большего диаметра выдаётся с замедлением, что оптимизирует процесс.Перед началом работы
Когда ПА подготовлен к работе согласно инструкции, нелишне потратить время на уточнение режимов настройки. В помощь предлагаем таблицу в качестве ориентира. Составление аналога с индивидуальными свойствами ПА поможет в определении лучших режимов и уточнении возможности техники.
Собственная таблица сварочного тока для полуавтомата имеет тенденцию к разрастанию с новым материалом, условий сварки. Уточнение на бумаге для памяти положения переключателя не повредит.
Выбирается рекомендуемое напряжение. Манипулированием с силой тока и скоростью подачи присадки подбираем оптимум при уменьшении тока и максимуме подачи. Затем при росте ампеража. Вольтаж меняется через 0,5 А. Подробная таблица станет личной инструкцией скоростной настройки.
Ориентировочная таблица: сварочный ток (скорость подачи проволоки), взаимозависимость компонентов процесса:
Влияние величины напряжения на качество шва
Выпуклый шов с достаточным проплавом без пористости, наплывов и подрезов выйдет только при сбалансированности основного компонента – напряжения с сопутствующими.
Низкие настройки дают зауженный высокий шов с малым проникновением вглубь. Высокие – уплощённый с расползанием и глубоким кратером ванны. Завышение напряжения негативно влияет на формирование шва: не удаётся создать валик достаточного объёма при глубине расплава на грани прожига.
На фото сверху:
- теплотворность напряжения оптимальна;
- недостаточна;
- избыточна.
Возможные проблемы и ошибки
Проблемы и промахи при слепом следовании усреднённым рекомендациям – вина сварщика. Об этом упоминалось выше. Подбор режима сварки дело тонкое. Творческий подход и внимание к мелочам – половина пути к успеху.Опора на опыт профи поможет:
- Потрескивание, щелчки – сигнал недостаточной скорости подачи припоя.
- Присадка плавится на удалении, до наконечника – скорость подачи занижена.
- Избыток брызг – увеличьте подачу газа и индуктивность.
- Пористость, оттенки коричневого и зелёного на шве – слабая газозащита.
- Прожиг, непровар – перебор или недостаток напряжения, скорректируйте индуктивность.
- Неравномерность шва, неустойчивость дуги, непровар – загрязнение сварочного поля, ослаб зажим массы.
- Переменчивость полноты валика, зазубрины – скорость ведения горелки и положение относительно шва нарушены.
- Шов прерывается, неконтролируемое разбрызгивание – превышена длина дуги.
Как правильно варить сварочным полуавтоматом
Сварка с помощью полуавтомата отличается от ручной дуговой сварки подачей электрода в сварочную зону. Все остальные операции выполняются сварщиком вручную. В качестве электрода используется специальная проволока.
Современной промышленностью выпускаются целые серии сварочных полуавтоматов. С их помощью выполняется дуговая сварка стали, алюминия и других металлов. В кузовных цехах с помощью сварочных полуавтоматов, оснащенных специальным соплом с боковым гнездом можно приваривать клепки к металлическим частям машин.
Классификация сварочных полуавтоматов
Полуавтоматы классифицируются по типу проволоки, роду защиты сварного шва, характеру перемещения.
По типу проволоки
- Для соединения сплошной проволокой стальной.
- Для соединения сплошной проволокой алюминиевой.
- Универсальные (для соединения проволокой стальной и алюминиевой).
По роду защиты сварного шва
По характеру перемещения
- Стационарные. Используются в серийном и крупносерийном производстве
- Переносные
- Передвижные
Достоинства и недостатки полуавтоматической сварки
Достоинства
- Возможность сваривать детали из тонколистовой стали толщиной до 0,5 мм.
- Незначительная чувствительность к ржавчине и другим загрязнениям основного металла.
- Низкая стоимость по сравнению с другими видами сваривания.
- С помощью сварочных полуавтоматов можно выполнить пайку оцинкованных деталей проволокой из медного сплава, без повреждения цинкового покрытия.
Недостатки
- Если не используется защитный газ увеличивается разбрызгивание металла.
- Более интенсивное излучение открытой дуги.
Несмотря на эти недостатки, полуавтоматическая сварка активно применяется в автосервиса.
Чаще всего полуавтоматическая сварка применяется для сварки черной и нержавеющей стали, а такде алюминия. В качестве защитного газа используется аргон, углекислый газ, гелий и их смеси. Наиболее распространена сварка стали в углекислом газе и в инертном газе аргоне. Сварочный полуавтомат
В качестве источника питания используется постоянный обратный ток (на изделие подается минус).
Сварочный аппарат состоит из источника питания, горелки и механизма подачи проволоки. Сварочная горелка является рабочим органом полуавтомата. С ее помощью в зону сваривания подается сварочная проволока, флюс или защитный газ.
Существует три типа подающего механизма:
- тянущий;
- толкающий;
- универсальный (тянуще-толкающий).
Сварка полуавтоматом, выполняем работу своими руками
Прежде, чем приступить к работе, необходимо настроить аппарат:
- Подобрать силу сварочного тока в соответствии с толщиной свариваемого металла. В инструкции к полуавтомату имеется таблица соответствия этих двух величин. Полуавтомат плохо варит при низком сварочном токе.
- Согласно инструкции настроить необходимую скорость подачи сварочной проволоки. Скорость регулируется с помощью сменных шестерен, прилагаемых к аппарату.
- Настроить источник тока на необходимые параметры (силу тока и напряжение).
- Проверить правильность подбора режимов на пробном изделии. При необходимости провести их корректировку. Правильно настроенный аппарат выдаст устойчивую сварную дугу, необходимое количество флюса.
- Установить переключатель подачи проволоки в положение «Вперед».
- Наполнить воронку флюсом.
- Установить держатель таким образом, чтобы наконечник мундштука находился в сварочной зоне.
- Открыть заслонку флюсовой воронки, нажать кнопку «Пуск», одновременно чиркая по месту сварки. В результате загорится дуга и начнется сварочный процесс.
Как варить полуавтоматом алюминий
Начнем, пожалуй, с того, что полуавтомат ничего не варит. Он подает электродный материал и ток к основному металлу. Работу выполняет сварщик. Поэтому он должен владеть всеми тонкостями технологии сварки алюминия.
Полуавтоматическая дуговая сварка алюминия
- Алюминий варится алюминиевой проволокой. Она мягкая, может образовывать петли по причине залипания в токосъеме и сварочной горелке, поэтому надо использовать специальные токосъемы (Al или Am).
- Защитный газ аргон должен быть хорошего качества.
- Давление газа должно быть таким, чтобы ванна сварочная была надежно защищена, но в то же время не было подсоса воздуха из-за высокого разрежения, которое обычно возникает при прохождении газа с высокой скоростью.
Задача сварщика:
- Зачистить механическим способом детали, предназначенные для сварки.
- Удалить растворителем грязь.
- Выполнить опытный шов на образце основного металла.
- Но главной задачей сварщика является умение пробить окисную пленку на алюминии, правильно тянуть дугу и контролировать сварочную ванну. Иначе весь процесс придется начинать сначала.
Полуавтоматическая сварка в углекислом газе
Для полуавтоматической сварки в углекислом газе российские производители выпускают специальное оборудование.
Преимущества полуавтоматической сварки в углекислом газе для ремонта автомобилей:
- Узкая зона термического воздействия. Это дает возможность сваривать тонкие детали.
- Краска на детали выгорает узкой полосой, что влечет за собой уменьшение подготовительных и финишных работ.
- Очень высокая скорость расплавления проволоки. Благодаря этому повышается производительность в два-три раза.
- Отличное качество сварочного шва.
- Не требуется предварительной подгонки деталей, предназначенных для сварки.
- Отличное качество сварных дсоединений, имеющих разную толщину.
- Углекислый газ является самым доступным из всех защитных газов.
- Технология в углекислом газе быстро и легко осваивается.
Как варить полуавтоматом без газа
Безусловно, защитный газ позволяет качественно выполнить сварочные работы. Но, если вы занимаетесь сваркой нечасто, приобретать баллон невыгодно. В этом случае используется специальная сварочная проволока – флюсовая или порошковая.
Она состоит из стальной трубки, внутри которой находится флюс. В процессе сварочных работ он сгорает, образуя в зоне сварки облачко защитного газа.
Работа такой проволокой выполняется прямым током (на изделие подается плюс).
Как варить вертикальный шов.
Особенность выполнения вертикального шва заключается в следующем: тепло поднимается снизу вверх. Чтобы от него уйти, надо вести сварочный шов сверху вниз. При этом горелку следует наклонять немного вверх, чтобы тепло удерживало сварочную ванну. Двигаться надо достаточно быстро, чтобы опередить расплавленный металл. Проволоку необходимо удерживать на переднем краю ванны.
Приобретаем полуавтомат
Прежде чем идти в магазин вам необходимо подготовиться и проработать следующие вопросы:
- Выяснить характеристики вашей питающей сети.
- Определиться с целью приобретения оборудования.
- Изучить как можно больше информации по оборудованию.
- Выяснить, поставляются ли в ваш регион расходные материалы к этому аппарату.
- Изучить технологию сварки. Демонстрирующие как правильно варить полуавтоматом видео можно посмотреть в интернете. В сети также можно найти книги или статьи по технологии сварки полуавтоматами.
- Выяснить правила организации рабочего места и требования техники безопасности.
Сварка полуавтоматом для начинающих. Сварочный полуавтомат :: SYL.ru
Сварочный полуавтомат представляет собой наиболее удобный, практичный и многофункциональный аппарат для сварки. Самая важная его особенность – это способность соединять металл без усиления с привлечением дополнительных элементов, при этом работа может вестись с черными и цветными металлами. Для сварки используется аргон или углекислый газ. Принято считать, что подобное оборудование может с легкостью освоить даже новичок.
Принцип работы
Сварка полуавтоматом, если выражаться техническим языком, представляет собой процесс, который проходит в среде защищенных газов с привлечением плавящейся проволоки. К последней есть только одно требование – она должна быть сплошной в обязательном порядке. Инертный или углекислый газ должен поступать из газового редуктора в процессе работы бесперебойно, а его количество дозируется вручную или автоматически. Электрод характеризуется меньшим сопротивлением по сравнению с дугой, поэтому выделение тепловой энергии приводит к оплавлению поверхности, с которой осуществляется работа, – это может быть электрод или металл. Две части словно склеиваются при помощи жидкой металлической массы, отчего удается получить крепкий шов, являющийся одним из самых надежных.
Классификация оборудования
Если рассматривается сварка полуавтоматом, то необходимо сказать о профессиональной классификации, посредством которой это оборудование делится в соответствии с тремя принципами:
- В зависимости от материала используемой проволоки: стальная, алюминиевая, универсальная.
- В зависимости от типа защиты сварного шва: в среде газов, в самозащитной среде, которая создается порошковой проволокой.
- По габаритам и возможности перемещения: стационарные, переносные, передвижные. Первые представляют собой приборы больших габаритов и соответствующей мощности, которые используются на заводах и промышленных предприятиях. Переносные изготавливаются специально для использования в быту. Передвижные представляют собой оборудование больших размеров, которое можно перемещать по цехам при необходимости.
Режимы сварки
Сварка полуавтоматом производится в таком режиме, который подбирается в зависимости от толщины металла. Для сваривания изделий толщиной 0,5-1,5 мм применяют электроды, диаметр которых составляет 6 мм. Работа с металлом толщиной более 5 мм проводится в два этапа. Чтобы добиться максимального качества шва, требуется накладывать каждый последующий слой строго на предыдущий. При работе с самыми тонкими металлическими частями требуется 5-7 литров газа в минуту. Работа с таким оборудованием полностью защищает железо от деформации. Достигается это за счет минимизации зоны теплового воздействия при высокой скорости сварки, благодаря чему данная технология выгодно отличается от всех остальных.
Сварка полуавтоматом для начинающих
Если учесть, что эта технология используется для соединения как тончайшего металла, так и достаточно толстых пластин, то стоит знать, что имеется несколько вариантов работы:
- Стыковая. Такая сварка полуавтоматом весьма актуальна при проведении ремонта автомобиля, когда есть необходимость в частичной замене какой-то детали. При соединении зазоры между деталями должны полностью исключаться.
- Внахлест – самый простой способ. Сварка алюминия полуавтоматом таким способом производится так: кусок металла кладется на подготовленную поверхность, а потом его заваривают. Для этого можно использовать как точечную сварку, так и сплошную.
- По готовым отверстиям. Готовая заплатка с дырками приваривается к поверхности в нужном месте. Для соединения используются подготовленные отверстия.
Для работы потребуются
Итак, вне зависимости от того, каким из способов будет производиться сварка нержавейки полуавтоматом, необходимо иметь в наличии сам прибор, перчатки и защитную маску, а также терпение и сильное желание. Это в особенности пригодится, когда будет производиться стыковка вертикальных швов. Выполнение таких работ сопровождается тем, что горячий металл устремляется вниз, поэтому дуга должна быть более короткой. В этом случае сила напряжения приведет к тому, что металлические капли будут переходить в шов гораздо быстрее. Сварка нержавейки полуавтоматом должна производиться с обязательным отведением электрода от шва, чтобы капля могла застыть.
Работа с полуавтоматическим оборудованием
В этом случае работа мастера существенно облегчена. Поджиг дуги моментальный, не требуется постоянно менять электроды, готовый шов не нужно затирать от шлака. Если рассматривается сварка полуавтоматом при помощи газа, то можно сказать, что напряжение проволоки, созданное после включения прибора, дает ей возможность продвинуться сквозь газовое сопло. Под действием электрической дуги происходит ее расплавление. Далее тепловая энергия подается автоматически.
Сварочный инвертор в отличие от классических трансформаторных агрегатов можно подключать к обычной розетке. Сварка алюминия полуавтоматом возможна при условии использования специальных аппаратов, а не всех подряд.
Настройка работы аппарата
Каждый мастер самостоятельно должен выбрать, как он будет работать с этим оборудованием, то есть скорость работы и высоту шва. Большинство профессионалов способны настраивать оборудование на слух. Газ должен однородно и негромко шипеть, при этом он будет обдувать, а не дуть. Проволока должна быть выставлена вперед, тогда дуга не оборвется. Металл шва не должен закипать при работе. Если сварка полуавтоматом настроена верно, то процесс происходит без разрывов, а горение дуги остается ровным. Техника работы с прибором без газа отличается от описанной. Основное отличие тут состоит в необходимости использования специальной порошковой проволоки. Она изготовлена с добавлением кремния или марганца, а ее предназначение состоит в том, чтобы обеспечивать защиту оборудования. Этот металл сгорает при нагревании, создавая защитную среду, где и создается нужный шов.
Ремонт автомобилей
Сварка нержавейки полуавтоматом может пригодиться и в ремонте автомобилей. Кузовная сварка должна проводиться максимально точно, при этом потери для общей плоскости металла должны быть минимизированы. Именно поэтому данное оборудование правильнее всего использовать для починки кузова. Углекислый газ, обеспечивающий защиту завариваемой поверхности от азота и кислорода, способен окислять метал. Чтобы этот процесс свести к минимуму, для проведения кузовных работ используется проволока, содержащая медь, марганец и кремний. Сварка полуавтоматом при работе с кузовом должна использоваться точечно, тогда качество швов будет наилучшим.
Выводы
Недешевое, но доступное для освоения оборудование — это сварочный полуавтомат. Сварка с его помощью возможна практически для любого металла, причем поверхность не будет повреждена. Он работает хорошо и качественно даже на загрязненной поверхности. Этот тип оборудования снабжен устройством для дуговой сварки, дающей возможность для качественного производства всех видов сварочных работ. Защитная газовая среда способна справиться со своей задачей даже при высокой температуре, за счет чего качество шва максимизируется.