Принцип работы холодильника
Принцип работы холодильника
Холодильный агрегат работает следующим образом. Мотор-компрессор откачивает пары фреона из испарителя и нагнетает их в конденсатор. В конденсаторе пары фреона охлаждаются и конденсируются. Далее жидкий фреон через фильтр-осушитель и капиллярный трубопровод попадает в испаритель. Гидравлическое сопротивление капиллярного трубопровода подбирается таким образом, чтобы создать определенную разность давления всасывания и конденсации, которое создает компрессор, при которой через трубопровод проходило определенное количество жидкости. Каждый капилляр соответствует определенному мотор-компрессору. На входе фреона в испаритель, давление падает от давления конденсации до давления кипения. Этот процесс называется дросселированием. При этом происходит вскипание фреона, поступая в каналы испарителя фреон кипит, энергия необходимая для кипения в виде тепловой, забирается от поверхности испарителя, охлаждая воздух в холодильнике. Пройдя через испаритель жидкий фреон превращается в пар, который откачивается компрессором. Количество отводимой холодильной машиной теплоты, приходящейся на единицу затраченной электрической энергии называется холодильным коэффициентом холодильника.1 — конденсатор, 2 — капиллярная трубка, 3 — мотор-компрессор,
4 — испаритель, 5 — фильтр-осушитель, 6 — обратная трубка
Работу бытового холодильника обеспечивает электрическая схема.
1 — терморегулятор, 2 — кнопка принудительной оттайки, 3 — реле тепловой защиты, 3.1. — контакты реле, 3.2. — биметаллическая пластина, 4 — электродвигатель мотор-компрессора, 4.1. — рабочая обмотка, 4.2. — пусковая обмотка, 5 — пусковое реле, 5.1. — контакты реле, 5.2. — катушка реле
Диагностика неисправностей холодильника — Город мастеров
Устройство холодильника
Схема принципиальная холодильника
Классический холодильник (без системы No Frost) работает следующим образом:
- 1. Мотор-компрессор
- 2. Защитно-пусковое реле
- 3. Терморегулятор
- 4. Внутренняя лампа освещения холодильника
- 5. Испаритель
- 6. Фильтр-осушитель
- 7. Конденсатор
- 8. Капилляр
- 9. Включатель лампы
- Мотор — компрессор (1), засасывает газообразный фреон из испарителя, сжимает его, и через фильтр (6) выталкивает в конденсатор (7).
- В конденсаторе нагретый в результате сжатия фреон
- Жидкий фреон, находящийся под давлением, через отверстие капилляра (8) попадает во внутреннюю полость испарителя (5), переходит в газообразное состояние, в результате чего, отнимает тепло от стенок испарителя, а испаритель, в свою очередь, охлаждает внутреннее пространство холодильника.
- Этот процесс повторяется до достижения заданной терморегулятором (3) температуры стенок испарителя.
- При достижении необходимой температуры терморегулятор размыкает электрическую цепь и компрессор останавливается.
- Через некоторое время, температура в холодильнике (за счет воздействия внешних факторов) начинает повышаться, контакты терморегулятора замыкаются,
Попытаться определить неисправность. подавляющем большинстве случаев это несложно следуя инструкции по диагностике неисправностей.
Если возможно, отремонтировать самостоятельно Человек знакомый устройством холодильника и обладающий минимальным набором инструментов в состоянии устранить большинство неисправностей не связанные с разгерметизацией системы.
Если самостоятельный ремонт невозможен — выбрать фирму, определиться со стоимостью ремонта и вызвать мастера.
Диагностика неисправностей холодильника
Последовательность действий по выявлению вышедшей из строя детали и рекомендации по ремонту. Для компрессорных холодильников без системы No Frost.
Проверьте напряжение в розетке, оно должно быть в диапазоне 200-240 Вольт, если это не так, холодильник работать не обязан (хотя, некоторое время может и проработать, особенно старые модели.)
Все ремонтные работы надо проводить с отключенным от сети и размороженным холодильником!
Холодильник не включается
- а) Проверьте, горит ли лампочка внутри холодильника, если раньше горела, а теперь не горит — неисправность в сетевом шнуре или электрической вилке (это довольно распространенная неисправность и не обязательно вызывать мастера по ремонту холодильников чтобы её устранить).
- б) Если лампочка загорается первым делом надо проверить терморегулятор:
— находим два провода подходящих к терморегулятору, снимаем с клемм и соединяем между собой. Если холодильник после этого заработает — меняем терморегулятор и ремонт закончен. - в) Если терморегулятор исправен. Аналогичным образом проверяем кнопку размораживания холодильника.
- г) Для дальнейшей диагностики понадобится омметр. Отсоединяем и позваниваем пусковое и защитное реле (они могут быть собраны в одном корпусе), если находим обрыв — заменяем дефектную деталь.
- д) Остался электродвигатель мотор-компрессора, заменить его без участия специалиста затруднительно, но раз уж мы до него добрались стоит узнать в чем конкретно заключается неисправность.
Дефектов у этого агрегата может быть три:
— обрыв обмотки;
— межвитковое замыкание обмотки;
— замыкание на корпус мотор-компресора;
Как их выявлять в общем понятно: все три контакта электродвигателя должны звониться между собой и не звониться с корпусом. Если сопротивление между любыми двумя контактами меньше 20 Ом -это может говорить о межвитковом замыкании. - е) Если Вы аккуратно проделали предыдущие пункты и не нашли неисправности — это скорее всего говорит об окислении контактов в одном из соединений электросхемы холодильника. Внимательно осмотрите и зачистите все контактные группы которые Вы разбирали, восстановите схему холодильника в обратном порядке — холодильник должен заработать.
Видео — как проверить компрессор холодильника
Холодильник запускается, но через несколько секунд выключается.
Типовая электрическая схема включения компрессора холодильника
- 1 — электродвигатель
мотор-компрессора - 1.1 — рабочая обмотка мотора компрессора
- 1.2 — пусковая обмотка мотора компрессора
- 3 — контакты терморегулятора (термостата)
- 10 — кнопка размораживания
- 11 — реле защиты (устанавливается редко)
- 11.1 — биметаллическая пластина
- 11.2 — контакты реле
- 12 — пусковое реле (крепится на корпусе компрессора)
- 12.1 — катушка пускового реле
- 12.2 — контакты пускового реле
а) Дефект биметаллической пластины 11.1 защитного реле: определяем неисправность и заменяем деталь.
б) Дефект катушки (или иного датчика силы тока) 12.1 пускового реле: определяем неисправность и заменяем деталь.
в) Обрыв пусковой обмотки электродвигателя 1.2: определяем неисправность и вызываем мастера по ремонту холодильников для замены мотор-компрессора.
Устройство пускового реле холодильника
Управляет работой компрессора в холодильнике пусковое реле, которое при включении компрессора подает напряжение на рабочую и пусковую обмотку мотора компрессора, через небольшой промежуток времени, когда мотор наберет необходимые обороты, пусковая обмотка отключается и компрессор работает в штатном режиме.
Часто, пусковое реле крепится с помощью хомута непосредственно на корпусе компрессора и снять его для проверки можно приложив значительные усилия.
Холодильник работает, но не морозит
- а) Утечка фреона: Определяется следующим образом — если компрессор работает и количество фреона в норме, конденсатор должен нагреваться, потрогайте его рукой (осторожно, он может нагреваться до 70 градусов), если после продолжительной работы двигателя он остается холодным, значит имеет место разгерметизация системы. Отключаем холодильник от сети и вызываем мастера.
- б) Нарушение регулировки терморегулятора. Прибор можно временно заменить на заведомо исправный, если холодильник заработает в нормальном режиме — отдать неисправный терморегулятор на регулировку.
- в) Снижение производительности мотор-компрессора. Это трудно диагностируемая неисправность, вызываем мастера
Холодильник слабо морозит
а) Нарушение регулировки терморегулятора. Прибор можно временно заменить на заведомо исправный, если холодильник заработает в нормальном режиме — отдать неисправный терморегулятор на регулировку.
б) Потеряла форму и эластичность резина уплотнителя дверцы холодильника. Если дверца закрывается негерметично, в холодильник будет попадать теплый воздух, температурный режим выдерживаться не будет и мотор-компрессор будет работать с повышенной нагрузкой. Внимательно осмотрите уплотнитель, дефектный — замените. (см. также следующий пункт)
в) Дверцу холодильника повело. Регулировка геометрии дверцы осуществляется изменением натяжения двух диагональных тяг, находящихся под панелью дверцы. Подробнее о том, как отрегулировать дверцу см устранение щелей дверец холодильников
г) Снижение производительности мотор-компрессора. Это трудно диагностируемая неисправность, вызываем мастера
Холодильник сильно морозит
а) Если холодильник время от времени отключается, но температура в нем слишком низкая — немного поверните ручку терморегулятора против часовой стрелки, если это не помогает — см. Нарушение регулировки терморегулятора
б) Забыта в нажатом положении кнопка быстрой заморозки — выключите её.
3. Советы по эксплуатации холодильника
Многие неисправности приводящие впоследствии к дорогостоящему ремонту холодильника возникают в результате неправильной эксплуатации агрегата. Здесь мы приведем некоторые простые советы:
а) Если холодильник по каким либо причинам был выключен, подождите пять минут прежде чем снова его включать. Этот процесс можно автоматизировать см таймер задержки включения холодильника
б) Если холодильник был разморожен, не загружайте его продуктами прежде чем он не отработает пустым один цикл и не отключится.
в) Не устанавливайте указатель терморегулятора дальше середины шкалы, значительного выигрыша по температуре это не даст, а двигатель будет работать в напряженном режиме.
г) На некоторых холодильниках в глубине холодильной камеры (на задней стенке) расположен «плачущий испаритель». Не прислоняйте к нему продукты и не забывайте прочищать расположенный под ним сток для воды.
д) При размораживании холодильника недопустимо отковыривать лед используя твердые предметы, размораживайте только теплой водой.
е) На некоторых холодильниках есть кнопка «быстрой заморозки» (обычно желтого цвета) эта кнопка замыкает контакты терморегулятора и двигатель работает не отключаясь. Не забывайте эту кнопку в нажатом состоянии.
ж) Не храните в холодильнике растительное масло, маслу это не требуется, а резина уплотнителя дверцы холодильника теряет эластичность.
з) Не ставьте холодильник около отопительных приборов.
Примечание: в любом случае мы настоятельно рекомендуем доверять ремонт только квалифицированным мастерам.
Как показывает практика доверив ремонт Вашего холодильника лицам некомпетентным , Вы рискуете «потерять» холодильник!
Вода в холодильнике
Причина появления воды в холодильной камере оттаивание, в следствии неправильного режима работы или потеря герметичности. Даже небольшая лужа, плохой признак. Холодильник успевает оттаять и потечь — ищите неплотность, как правило в дверце неплотно прилегает уплотнительная резина. Впрочем, причина может быть банальной, неплотно закрыли двери холодильника.
ремонт холодильника своими руками
Утечка фреона
Самая неприятная неисправность, которую своими руками устранить сложно. Но, нет ничего невозможного, если уверены в своих силах и есть инструмент, можно отремонтировать любой холодильник своими силами.
Локализация утечки фреона
Необходимо осмотреть все соединительные трубки и места пайки на предмет масла и внешних повреждения (трещин, изломов, отверстий), как ранее говорил фреон циркулирует в холодильнике вместе с маслом и место протечки хладагента может быть отмечено масляной лужей. Если обнаружить место утечки визуальным осмотром не удалось, придется искать с помощью мыльной пены. Все спайки и подозрительные места трубок со стороны высокого давления (см. схему работы холодильника выше) намыливаем и включаем холодильник. Давление поднимется и место утечки даст о себе знать мыльными пузырями. Обнаружив место протечки фреона, необходимо устранить повреждение и заправить холодильник хладагентом. Количество фреона и марку смотрите на шильдике компрессора.
Ремонт холодильника своими руками

Мир бытовых устройств в последнее время неуклонно расширяется и совершенствуется. Без некоторых из них наша жизнь уже немыслима. И кто не знает, какое огорчение приносит поломка незаменимого в доме прибора?
Однако, ремонт холодильника в домашних условиях вполне возможен без обращения в сервис. Причин тому несколько. Во-первых, за последние полвека холодильник стал действительно незаменимым прибором в домашнем хозяйстве. Распространенность холодильников позволяет накопить определенный опыт не только эксплуатации, но и устранения возникающих в её процессе неисправностей. Во-вторых, несмотря на размеры, холодильник относительно несложно устроен, разобраться в принципе его работы может даже пятиклассник.
Cтатья, которую мы предлагаем, помогут вам самостоятельно разобраться не только в устройстве холодильника, но и устранить большинство возникающих в быту неисправностей этого поистине незаменимого прибора.
Часть Первая: Откуда берется холод?
Прежде, чем говорить о ремонте холодильников, давайте разберемся в устройстве и принципах работы этого важного бытового устройства.
Основной принцип работы холодильного агрегата
Главная часть холодильника — холодильный агрегат — производит охлаждение основной части, рабочей камеры холодильника. Холодильный агрегат состоит из трех больших модулей, соединенных между собой системой трубопроводов: конденсатора, испарителя и компрессора, который является «сердцем» холодильника. Система холодильного агрегата замкнута, она заполнена специальным холодильным газом, в качестве которого раньше использовали фреон-12. Сейчас в качестве холодильного газа используются вещества, которые не представляют угрозу для озонового слоя земли. Схематическое устройство холодильного агрегата показано на рисунке 1.
Компрессор, снабженный электрическим мотором, выкачивает холодильный газ из испарителя, обеспечивая охлаждение его стенок. Газ нагнетается в конденсатор, где, благодаря системе радиаторов, охлаждается, переходит в жидкое состояние. Жидкий холодильный газ поступает снова в испаритель, где, под низким давлением испаряется, отдавая тепло внутренним стенкам испарителя. Благодаря непрерывному циклу, при работающем моторе обеспечивается непрерывное испарение.

Жизненный цикл охлаждения.
В целях экономии электрической энергии и предотвращения преждевременного механического износа холодильного агрегата, рабочая камера холодильника, как правило, большую часть времени изолирована от окружающей среды массивной дверцей. Для поддержания определенного температурного режима в таких условиях, существует система контроля над периодическим включением и выключением мотора компрессора.
Основным механизмом системы контроля температуры является температурное реле, которое работает в определенном коридоре. Если температура камеры холодильника выше верхней границы этого температурного коридора, то реле включает мотор компрессора, когда температура опускается ниже заданной границы, реле отключает мотор. Помимо этого, системы контроля температуры, как правило, снабжены реле защиты мотора от перегрева, которое, при достижении компрессором определенной температуры, также отключают мотор. Эти элементы автоматической работы холодильника обеспечивают непрерывную работу системы, схематически они изображены на принципиальной электрической схеме на рисунке 2.
Кроме того, холодильные камеры снабжены сигнальными лампами, лампами дополнительного освещения, нагревательными элементами принудительного оттаивания и многими другими дополнительными модулями, влияние которых на основной принцип работы холодильника малозначительно. Они на принципиальной электрической схеме холодильника не показаны.
Давайте визуально пройдемся по схеме и попробуем понять более детально, как работает холодильник.

В режиме «работа», когда идет охлаждение, и двигатель компрессора мотора вращается с номинальной скоростью, по основной цепи идет ток — из сети через замкнутые контакты датчика-реле температуры Р1, контакты датчика-реле оттаивания Р2 тоже замкнуты. Таким образом, образуется замкнутая цепь с рабочей обмоткой электродвигателя компрессора мотора, катушкой пускового реле К, нагревательным элементом Р2, биметаллической пластиной БМ, контактами теплового защитного реле КК. Потребляемый холодильником ток в таком режиме равен номинальной величине — то, что написано в паспорте устройства.
Когда температура в холодильной камере опускается ниже рамок заданного температурного коридора, срабатывает реле и размыкает контакты Р1, после чего по сети перестает течь ток, мотор холодильного агрегата останавливается.
Когда температура в холодильной камере достигает верхних рамок температурного коридора, реле снова срабатывает и замыкает контакты Р1, мотор компрессора включается.
Тут происходит самое интересное во всем процессе непрерывной циклической работы холодильника. В начальный момент запуска двигатель мотора компрессора холодильника не вращается, и потребляемый двигателем ток (так называемый «пусковой ток») выше номинального в три-пять раз, в зависимости от модели и мощности холодильного агрегата. На повышенное потребление тока реагирует катушка К пускового реле. Пусковое реле срабатывает и замыкает контакты КД. По этим контактам к сети подключается пусковая обмотка электродвигателя. После того, как ротор мотора начинает крутиться, двигатель снижает потребление тока до номинального уровня, ток, проходящий через катушку К недостаточен для удержания контактов КД, они размыкаются и холодильник начинает работать в штатном режиме. Весь этот процесс, называемый «пусковая работа» в исправном холодильнике занимает не более двух-трех секунд.
Если холодильник неисправен, или просто не удалось запустить мотор компрессора с первого раза, и повышенный пусковой ток будет проходить по цепи в течение 5-10 секунд, то нагреется биметаллическая пластина БМ. Нагревшись, пластина БМ изогнется и разомкнёт контакты КК, разорвав цепь. Ток не будет проходить до тех пор, пока пластина БМ не остынет и не вернется в исходное положение. После этого произойдёт попытка перезапуска двигателя, если она не удастся, то система защиты от перегрева сработает снова.
Именно такой, циклический принцип заложен в основы автоматики как всей работы холодильника, так и самого начального её этапа.
Часть Вторая: Холодильный доктор — это просто
Перейдем теперь собственно к диагностике и устранению неисправностей. Сначала попытаемся классифицировать неисправность, понять для себя, что же случилось с нашим холодильником. Оценим свои возможности, насколько реально сможем помочь своими силами домашнему любимцу.
Мухи — отдельно, котлеты — отдельно
Основные неисправности, с которыми приходится сталкиваться при эксплуатации холодильника, подразделяются на две большие группы:
При включении холодильника мотор компрессора нормально запускается, слышна работа холодильного агрегата, но внутри самой камеры охлаждения не происходит. В этом случае для выявления неисправности следует пользоваться рисунком 1, так как причина лежит, скорее всего, в одном из больших модулей агрегата.
При включении в розетку холодильник не включается, либо он включается на очень короткое время, после чего автоматически отключается. После чего, либо с некоторой периодичностью происходят попытки перезапуска мотора компрессора, либо попытки перезапуска не происходит до выключения и нового включения холодильника в сеть. В этом случае неисправность следует искать в электрической схеме холодильника и руководствоваться рисунком 2.
Что мы не можем — оставляем мастеру
Как правило, если неисправность холодильника принадлежит к первой группе, то выполнить ремонт самостоятельно, в домашних условиях невозможно. Причиной может быть, например, разгерметизация системы холодильного агрегата, повлекшая за собой утечку холодильного газа. Для устранения неисправностей первой группы придётся обратиться к специалистам, так как может потребоваться замена конденсатора, испарителя, компрессора или всего холодильного агрегата полностью.
Что мы можем — делаем своими руками
Рассмотрим неисправности второй группы, касающиеся проблем в электрической схеме холодильника — точнее те из них, которые можно устранить в домашних условиях, своими руками. Понятно, что, например, межвитковое замыкание в обмотках электродвигателя или засорение капиллярной трубки испарителя потребует замену всего модуля, поэтому рассматривать эти неисправности мы не будем. Однако необходимо провести предварительную диагностику, чтобы исключить, либо, наоборот, подтвердить эти неисправности.
Основные инструменты, которые вам потребуются для диагностики, это отвертка и универсальный тестер.
Если есть подозрение на неисправность в электрической схеме холодильника, то, в первую очередь, с помощью тестера нужно убедиться в нормальном напряжении в электрической сети — оно должно быть 220 Вольт ±10%. При напряжении 195 Вольт и ниже многие холодильники работать не смогут.
После этого необходимо убедиться, что сетевая розетка и вилка шнура исправны, обеспечивают полный контакт, не греются и не искрят.
А вместо сердца пламенный мотор
Обратите внимание на контактные клеммы компрессора, они не должны быть оплавленными, обуглившимися или растрескавшимися. После того, как вы с помощью тестера убедитесь в наличии нормального напряжения на клеммах мотора, холодильник от сети необходимо отключить и все дальнейшие работы нужно проводить только при отключенном электропитании.
Компрессор, как правило, располагается в нижней части задней стенки холодильника. Необходимо осмотреть мотор на предмет механических повреждений, деформаций, которые могут говорить о термическом воздействии на деталь, обугленностей. Аномалии явно укажут на место, в котором следует искать неисправность.
Если визуально неисправности нельзя локализовать, то следующее, что нужно сделать, это проверить целость обмоток мотора компрессора. Как правило, на жестких выводах компрессора, либо непосредственно рядом с ним закреплено пускозащитное реле. Перед проверкой необходимо отсоединить три гибких проводка, идущих от реле к клеммам двигателя (часто эти клеммы для соединения с пускозащитным реле помечены особо — «пуск», вывод пусковой обмотки, «раб», вывод рабочей обмотки и «общ», общий вывод для этих обмоток).
Проверять нужно целостность цепи обмотки. Для этого один из щупов тестера (в режиме омметра) закрепляется за один свободный вывод, а другим щупом нужно по очереди касаться двух других оставшихся выводов и корпуса двигателя. После также необходимо измерить попарно и два других вывода. Для стрелочного тестера о наличии контакта будет свидетельствовать отклонение стрелки прибора в режиме омметра. У рабочего мотора компрессора прибор должен показывать наличие контакта между любыми двумя выводами двигателя и отсутствие контакта между любым из них и корпусом мотора. Если это не так, значит произошел либо обрыв обмотки, либо замыкание обмотки на корпус. В этом случае необходима замена мотора компрессора.
Проверить надежность управления
Если с обмотками все в порядке, обратитесь еще раз к рисунку 2. Нужно будет проверить цепи управления. Для этого два предварительно отсоединенных от пускозащитного реле подводящих провода следует замкнуть между собой и проверить наличие контакта между ними и контактными штырями сетевой вилки. Если тестер показывает наличие контакта, то из дальнейшего поиска неисправностей следует исключить вилку, и сетевой шнур, датчик реле температуры Р1 и реле-переключатель «оттаивание» Р2, так как эти блоки входят в единую цепь.
Если контакта нет, то каждый из названных блоков следует тщательно проверить по отдельности.
На неисправностях сетевого шнура и его вилки подробно останавливаться нет смысла, так как такой тип неисправности довольно часто встречается в быту вообще. Стоит лишь сказать, что нужно обратить пристальное внимание на изгибы в сетевом шнуре — в этих местах может быть разрыв токоведущих жил.
Часть Третья: Самый маленький работает больше всех
Давайте обратим более пристальное внимание на мелкие детали. Согласитесь, иногда бывает досадно из-за того, что мелкая, незначительная деталь, выполняющая рутинную несложную работу во всём механизме, становится узким местом, не позволяет полнокровно функционировать большому организму холодильного агрегата.
Жучок — не всегда хорошо
Чтобы проверить датчик температуры и реле «оттаивание», необходимо с помощью отвертки их предварительно снять, отсоединив подводящие провода. Затем тестером нужно проверить каждое реле по отдельности, короткое замыкание будет означать, что данное реле неисправно и нуждается в замене.
В принципе, в случае неисправности реле «оттаивание», его можно заменить простой перемычкой, металлическим «жучком». Но, строго говоря, делать это можно только для старых холодильников, в которых нет сложных систем балансировки, поддержания микроклимата внутри холодильной камеры и прочих высокотехнологичных датчиков, которые могут прийти в негодность от неконтролируемой заморозки. Ведь холодильник будет работать без перерыва, процесс работы будет контролироваться только вручную, включением и выключением шнура питания из розетки электросети. Да и в этом случае нужно позаботиться о более частой очистке морозильной камеры, так как излишний ледяной нарост может деформировать испаритель и повредить, таким образом, всю систему холодильного агрегата. При первой возможности металлический «жучок» как можно быстрее нужно будет заменить исправным реле.
Для неисправного датчика температуры никакие способы «тюнинга» неприемлемы, его необходимо заменить исправным реле.
Поиграем в «Сделай Сам»

Если цепь управления оказалась исправной, то необходимо проверить пускозащитное реле. Для этого необходимо снять крышку, предварительно высверлив алюминиевые заклепки (после ремонта при сборке крышку нужно закрепить винтами М3 с гайками).
В некоторых моделях отечественных холодильников крышка пускозащитного реле, как одного из уязвимых блоков, крепится на защёлках. Для того, чтобы её открыть, нужно всего лишь отогнуть отверткой эти защёлки у основания реле.
У большинства пускозащитных реле устройство соответствует схематическому обозначению на рисунке 5. Чаще всего встречается обгорание контактной пары 1-2, заклинивание сердечника 5 в катушке, поломка штока 3 и заклинивание пружины. Для устранения этих неисправностей, прежде всего, нужно извлечь катушку 4 (она крепится, как правило, на защелках). Из неё необходимо извлечь сердечник 5, контакты 2 (они извлекаются вместе со штоком 3). После этого нужно хорошо очистить это всё от грязи, например, тканевой чистой тряпкой, смоченной в спирте. Если есть необходимость, сердечник 5 нужно будет слегка зачистить напильником или наждачной бумагой, чтобы он свободно смог входить в канал катушки. Обязательно нужно зачистить наждачной бумагой рабочие поверхности контактов 1 и 2.
Частой причиной выхода из строя пускозащитного реле является поломка штока 3.
Как правило, оригинальный шток делается из пластмассы, однако его можно заменить самодельным штоком, сделанным из гвоздя 2, 5х35 мм. Металлический шток в реле, вместо пластмассового, работает долго и надежно. На рисунке 6 показаны размеры штока 3 для наиболее распространенного пускозащитного реле типа РТК-Х (М) или его аналога. Для любого другого типа реле размеры можно уточнить на месте.
После этого реле нужно будет собрать в обратной последовательности, поставить на место, закрепить и подсоединить подводные провода.
В случае, если причиной неисправности были окислившиеся контакты 1 и 2, и через короткое время работы, после того, как вы их зачистили, они снова окислились и обгорели, то необходимо обратиться к специалисту за более глубоким ремонтом, так как причины такого поведения контактов могут быть в нарушении работы всей электрической цепи холодильника.

Последний по порядку — не последний по значению
Другая неисправность, которая тоже довольно часто встречается, заключается в перегорании нагревателя R2 в реле тепловой защиты. Это легко определяется с помощью тестера при снятой крышке пускозащитного реле. Если неисправность в этом, пускозащитное реле необходимо заменить на новое.
Ремонт холодильника своими руками
4/5 — Оценок: 54Принцип работы холодильника и его устройство
Если вы не хотите, чтобы мелкие неисправности или даже серьезные поломки бытовой техники застали вас врасплох, необходимо внимательно изучить принцип работы холодильника. В наши дни существует несколько технологий, по которым функционируют холодильники, но в целом принцип достаточно схожий. Вникнув в базовое устройство холодильника и принцип его работы, вы самостоятельно сможете определить причину поломки, и даже в некоторых случаях сумеете устранить неполадки.
Итак, как работает холодильник? Принцип работы современного холодильника основан на таком веществе как фреон, который способен быстро менять свое состояние и охлаждать продукты благодаря своим выдающимся качествам.
В современном производстве используются только безопасные и экологически чистые хладагенты, которые гарантированно не нанесут вреда вашему здоровью и здоровью ваших близких.
Фреон движется по системе благодаря компрессору, и испаряется следующим образом:
- На задней панели холодильника образуется повышенное давление;
- На испарителе образуется пониженное давление;
- На задней панели хладагенты становятся более сжиженными, а на испарителе наоборот – начинают испаряться;
- Нагнетается холодная температура.
Давление повышается благодаря особой капиллярной трубке, являющейся дополнением к трубкам с хладагентом. Это основной принцип работы стандартного холодильника с фреоном.

Компрессор
Главная деталь, благодаря которой функционирует холодильник – это компрессор. Его можно назвать своеобразным двигателем холодильника, который обеспечивает работу рефрижератора. Главная особенность современных компрессоров – инверторное управление, благодаря которому устройство может бесперебойно служить больше десятка лет. Помимо впечатляющего долголетия, благодаря такому подходу удалось добиться низкого уровня шума.
Для того чтобы холодильник эффективно функционировал, требуется наличие пускозащитного реле. Дело в том, что компрессор отличается несинхронным принципом работы. Пускозащитное реле отвечает за активацию пусковой обмотки, но только на момент запуска. Благодаря подобному подходу компрессор эффективно защищен от перегрева – как только металлический элемент внутри корпуса нагревается до определенной температуры, система отключается.
Однокамерные и двухкамерные
После того как вы поняли устройство компрессора и роль фреона в функционировании рефрижератора, можно перейти непосредственно к работе холодильника. У однокамерных и двухкамерных изделий устройство и принцип работы несколько различается.
Однокамерный холодильник охлаждает воздух за счет паров фреона, которые поступают сверху, из морозильной камеры, вниз в холодильный отсек. Сначала пары попадают в конденсатор благодаря работе компрессора, а затем переходят в жидкое состояние и через фильтр и капиллярную трубку попадают в резервуар испарителя. Там фреон закипает, и затем охлаждает холодильный шкаф.
Процесс охлаждения происходит в цикличном порядке, и движется вплоть до того момента, пока температура не достигнет должного уровня. Затем компрессор отключается.
В большинстве однокамерных агрегатов температура в холодильном шкафу регулируется простыми манипуляциями со специальными окошками. Под морозильным отсеком размещена особая панель с окошками, которые пропускают холодный воздух – чем шире они открыты, тем холоднее в камере. Очень простое, и при этом надежное и эффективное устройство.

Двухкамерный холодильник работает немного по другой схеме. Устройство такой системы предусматривает наличие двух испарителей, по одному в каждую камеру. Сначала фреон в жидком состоянии перекачивается через капиллярную трубку и конденсатор в испаритель морозильника, и начинает нагнетать там холодный воздух.
Только после того, как в морозильнике станет достаточно холодно, фреон попадает во второй испаритель и охлаждает воздух в холодильном отсеке. После того, как удалось добиться необходимой температуры, компрессор выключается. Как видите, устройство системы охлаждения достаточно простое, и именно поэтому частые поломки исключены (при правильной эксплуатации).
Плачущий испаритель
Данное название закрепилось не только в народе, но и стало официальным термином в мире производства бытовой техники. Сам испаритель выглядит как небольшая металлическая пластина, или своеобразная полка, размещенная на задней панели холодильника.
Данная деталь является одним из наиболее важных элементов, благодаря которым удается добиться низкой температуры.
Только попав в испаритель, фреон начинает вскипать и своими парами охлаждать холодильный отсек. Когда нужная температура достигнута (обычно это 4-5 градусов по Цельсию), компрессор отключается, а сам элемент начинает оттаивать. Соответственно, на нем начинает появляться конденсат, отсюда и появилось такое «говорящее» название.

No Frost
Холодильник системы No Frost работает по другой схеме, без привычного для обыкновенных рефрижераторов плачущего испарителя. Устройство системы выглядит следующим образом:
- Испаритель находится только в районе морозильного отсека, даже если речь идет о двухкамерных образцах. Сам испаритель в большей мере похож на радиатор.
- По вышеописанной системе воздух охлаждается через испаритель;
- И затем распространяется по всем отсекам холодильника благодаря встроенному вентилятору.
Подобное устройство позволяет избежать намораживания, и холодильник не покрывается слоем льда и инея, как в стандартных аппаратах. Холодильник системы No Frost является наиболее современным образцом в данной отрасли, и стремительно завоевывает популярность благодаря своим качествам.
В остальном принцип работы не слишком отличается – после того, как температура в камерах достигла нормы, компрессор отключается, и затем снова активируется благодаря внутренним элементам контроля.
Каждая из современных технологий обладает своими преимуществами и имеет право на жизнь, и каждый сам вправе выбирать себе бытовую технику по собственным предпочтениям. Но только изучив все особенности ее устройства, вы сможете наиболее эффективно использовать технику.